Суббота

Суббота означает покой. Закон говорит: „Шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу“(Исх 31:15). „Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в неё дело, предан будет смерти“ (Исх 35:2). Бог дал Израилю один день покоя для их тела, один день, в который нужно было прекращать каждую работу. Поскольку седьмой день был днём покоя, он был назван субботой. Также и в эпоху Евангелия покой души христианина является нашей субботой. Я повторяю: суббота означает покой. Это было и есть единственное значение этого выражения, прекращение работы и дел, отдых.

Ещё до Моисея был день субботы

Ещё до исхода из Египта имелся день субботы. Первую ссылку в Библии, что суббота была возложена на человека в качестве дня покоя, мы находим 2500 лет после творения. В книге Исхода 16 мы находим, что Израилю была дана новая заповедь, раньше не знакомая ему. Моисей сказал в пятницу: „Завтра покой, святая суббота Господня“ (ст 23). В субботу он сказал: „Ибо сегодня суббота Господня“ (ст 25). „И покоился народ в седьмой день“(ст 30).

Это первое высказывание о дне, возложенном народу в качестве дня покоя, и первая опись, что он покоился в этот день. Указанные местописания покозывают, что народ Израиль имел уже день покоя, после которого Бог дал им день субботы. Соблюдение субботы было для Иудеев чем совсем новым. Согласно Исходу 12:2 Бог дал Израилю новое летоисчисление. „Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.“ Сообщение о первом соблюдении субботы ясно показыват, что до этого его не соблюдали. Многие другие местописания учат этому факту.

„И Я вывел их из земли Египетской и привёл их в пустыню, и дал им заповеди Мои… дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими“ (Иез 20:10-12). Следующие факты здесь ясно указаны.

1. Бог дал Израилю субботы, когда Он вывел их из Египта.

2. Он дал Израилю субботу в пустыне.

3. Он дал субботу в качестве знамения между Им и ими. „Дал им также субботы Мои“, это ясно показывает, что Бог сам дал народу субботу. Соблюдение оного было чем-то новым. До этого Израиль не имел субботы.

„И снисшёл Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея“ (Нее 9:13-14).

Когда Бог дал Израилю субботу? Библия отвечает: „И снисшёл Ты на гору Синай и говорил с ними с неба… И указал им святую Твою субботу.“ Это свидетельство обязывает. Хотя суббота была предвещена немного раньше, как мы видели это из книги Исхода 16, то всё же естественно, что Неемия указывает на Синай, потому что это было время, когда Бог дал закон субботы и передал им закон писанный. Таким образом Бог дал народу Израилю субботу в пустыне, это было новом установлением.

„И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний“ (Вт 5:15).

Это ясно показыват, что суббота была иудейским установлением. Оно было дано после освобождения от египетского пленения. Указанный выше текст нельзя применить ни к патриархам, ни к новозаветному народу Божию, поскольку оба не были освобождены от египетского пленения.

Мы хотим привести здесь ещё один текст. „Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы“ (Вт 5:2-3).

Здесь говорится, что Бог заключил завет с Израилем и слова этого завета мы находим в стихах 6 по 21, которые есть десять заповедей. „И более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне“ (ст 22). Так оно установлено навсегда, что завет, в котором седьмой день был дан в качестве соблюдения субботы, являлся заветом, данным на горе Хориве. Сей завет повелевал соблюдение седьмого дня как дня субботы (Вт 5:2-15). Моисей сказал, Бог заключил завет с нами (Израилем), „…которые здесь сегодня все живы“ (ст 2-3). Это является решающим моментом. Но разве завет субботы не был дан патриархам во время от Адама до Моисея? Моисей отвечает: „Не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы“, –с Израилем в пустыне.

Я хочу здесь вкратце добавить свидетельства других, являющихся авторитетными личностями. Юстин мученник, писавший лишь 44 лет после смерти Иоанна, сказал: „Енох и все другие не соблюдали ни субботы ни другие предписания, из чего очевидно, что Моисей возложил соблюдение таких заповедей.“ Далее он говорит, что не было необходимости, „соблюдать субботу ещё до Моисея, также в этом нет необходимости и сегодня.“ „Суббота берёт своё начало у Моисея.“ Далее он говорит: „Кроме того, все эти праведные мужи, упомянутые уже мною (Адам, Авель, Енох, Лот и Мелхиседек), хотя и не соблюдали субботы, угодили Богу.“

„Они (домоисеевые святые) не соблюдали субботы, также и мы не делаем этого“ (Евсевий). Тертуллиан также сказал, что домоисеевые святые никогда не соблюдали субботы (см его дебаты против иудеев, часть 4). Иреней сказал: „Авраам веровал Богу без обрезания и субботы.“

Из этого видно, что первая церковь это понимала так, что суббота взяла своё начало у Моисея. Эту позицию занимали также такие знаменитые личности как Палей, Гессей, Брамгал, Джон Милтон и Джон Буньян. Буньян хорошо знал писание и он сказал: „Что касается возложения семьмого дня субботы на человечество от Адама до Моисея , то мы не находим в Священном Писании ничего, ни посредством заповеди, ни посредством примера.“

Нет ни одного изречения, что кто-либо из отцов соблюдал субботу или знал что-либо о ней. Хотя перечень от Адама до Моисея включает в себя период времени в 2500 лет, то всё же не сказано ни одного слова, что они соблюдали субботу. Первое изречение о ней мы находим в Исходе 16, сделанное Моисеем. Поэтому суббота берёт своё начало у Моисея. Первая книга Моисея (Бытие) была написана не при творении, но 2500 лет спустя, и не прежде чем был дан закон на Синае, в котором седьмой день был возложен на детей Израилевых в качестве субботы. Когда Моисей писал историю создания мира, он сказал, что „благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих“ (Быт 2:3). Из этого ясно видно, что суббота не освящалась, когда Бог отдыхал, но намного позже. Бог покоился там при создании мира, но субботу Он освятил 2500 лет спустя в пустыне, потому что Он покоился на седьмой день.

Иудейская суббота

День, возложенный израильтянам в качестве дня покоя, можно с правом назвать иудейской субботой. Адвентисты сильно протестируют, если называешь так седьмой день. Если это название верно, тогда этим доказано, что они соблюдают иудейский день. Они же возражают и говорят, что название „иудейская суббота“ не соответствует Библии. Это верно, и всё же этим не доказано, что оно применяется неправомерно. Адвентисты много говорят и пишут о „двух законах“, „нравственном законе“, „законом церемонии“, „иудейские праздники“, „годовалые субботы“, „субботы евреев“, и т.п., и всё же эти выражения мы не находим в Библии. Но я утверждаю, что название „иудейская суббота“ совершенно правомерно, и что седьмой день является иудейской субботой. Я цитирую Канрайта:

1. „Суббота является чисто еврейским словом и не встречается нигде до Моисея“ (Исх 16:23).

2. „Слово суббота нигде не употребляется в Библии, за исключение в связи с каким-либо святым временем иудеев.“

3. „Нет описи, что суббота вообще соблюдалась, пока иудеи начали соблюдать её (Исх 16).

4. „Суббота дана иудеям. ‘И дал им субботы мои’ (Иез 20:12). Если Бог дал её иудеям, не была ли это суббота, не была ли это иудейская суббота? Я дал нож Фрицу. Разве это не его нож?“

5. „Обратите внимание, как ясно описание, что Бог дал субботу иудеям и больше никому: ‘Господь дал вам субботу’ (Исх 16:29). ‘Скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте’ (Исх 31:13). Кто должен был соблюдать субботу? Дети израилевы, иудеи. ‘Это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки’“ (ст 17).

6. „Бог сам называет субботу их субботой (Ос 2:11). ‘И прекращу у неё всякое веселье, праздники её и новомесячия её, и субботы её, и все торжества её.’ Разве это не иудейская суббота?“

7. „Суббота никогда не возлагалась другому народу.“

8. „Суббота ограничивалась поколением иудеев“ (Исх 31:16).

9. „Она была исключительно иудейской“ (Исх 31:17).

10. „Суббота причисляется ко всем другим иудейским праздникам и жертвованиям“ (см Лев 23:1-44; Чис 28:2 и 16:1; 1Пар 23:29-31; 2Пар 2:4; 8:13).

11. „Вместе с ними они и окончилась“ (Кол 2:14-17).

12. „Иудеями являлись почти исключительно те, которые соблюдали субботу, следовательно ‘иудейская суббота’ является естественным и разумным названием этого дня.“

13. „Христиане почти без исключения соблюдают первый день, в отличие от иудеев, соблюдающих седьмой день. Следовательно название ‘иудейская суббота’ разумно и верно.“

14. „Но субботериане говорят, что седьмой день называется: ‘Суббота Господу, Богу твоему’ (Исх 20:10); поэтому это неверно, называть её иудейской субботой. Ответ: Другие святые времена, некоторые места, личности или предметы назывались Господними, как например ‘Пасха Господня’ (Исх 12:11). Также мы читаем: ‘Пасха, праздник Иудейский’ (Ин 6:4). Также в одном месте говорится о ‘субботе Господней’, и ‘их (израилевы и иудейские) субботы’ в другом месте (Ос 2:13). Поэтому это верно и соответственно Библии, называть седьмой день ‘иудейской субботой’.“

„И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит её, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился“ (Исх 31:12-17).

Во Второзаконии 5:15 далее высказывается, потому что Бог вывел Израиля из Египта, „потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний“.

„И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню… Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их“ (Иез 20:10.12).

Вышеуказанные местописания определённо учат, что суббота была дана народу израильскому и была знамение только между Богом и ими. Адвентисты, рады выгоды в пользу своего обоготворённого дня, пытаются возразить тем, что высказывает Исх 31:17, а именно что дети израилевы должны соблюдать субботу как знамение вечное. Мы хотим встретить их их же собственными аргументами: Если эти люди возражают против вечного наказания, они утжерждают, что „навсегда“ означает ограниченное время. Если дело обстоит так, почему это не имеет силу и в связи с субботой? Если они здесь допускают такое, тогда это разрушиь из позицию за субботу. Левитский закон, обрезание, жертвоприношения, пасха, священство и т.п. были возложены народу израильскому на том же языке как и суббота, и должно было соблютаться ими вечно (см Исх 12:14; 30:8; 29:42; 30:10; Лев 23:14; 6:18; 24:3; 23:21.41). Однако всё это окончилось и нашло своё исполнение во Христе, также как и седьмой день, суббота.

Завет субботы и его упразднение

Слово завет исходит от еврейского berith и от греческого diatheke. В Новом Завете оно часто переведено как „завет“. Гринфилд объясняет его следующим образом: „Diatheke, какое-то распоряжение, постановление, учреждение или период времени, следовательно завет (Евр 9:15)“. Завет или завещание употребляются по очереди, если ссылаются на закон и Евангелие, на Ветхий и Новый Завет. Христос есть посредник Нового Завета, а именно посредник лучшего Завета (Евр 9:15; 8:6).

Библия говорит о „первом и другом“, о „новом“ и „ветхом“ завете (Евр 8:7.13). Поэтому два завета (Гал 4:24). Что есть завет с горы Синая? Вот ответ: „И… Моисей… встав рано поутру, взошёл на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные… И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Бог) на скрижалях слова завета, десятословие (закон)“ (Исх 34:4.28).

„Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы. Лицем к лицу говорил Господь с вами на горе из среды огня…

1. …Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

4. Наблюдай день субботний… День седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и матерь твою…

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай… Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе… и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне“ (Вт 5:2-22). „И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях“ (Вт 4:13). „Когда я взошёл на гору, чтобы принять скрижали каменные, скрижали завета, который поставил Господь с вами… дал мне Господь две скрижали каменные, скрижали завета“ (Вт 9:9.11). „И приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской“ (3Цар 8:21). „В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей“ (3Цар 8:9). „…скрижали завета“ (Евр 9:4).

Словами яснее не объяснишь, чт десять заповедей являются заветом синайским. Восемь ясных текстов утверждают, что тот завет был „десятисловием“.

Урий Смиф, самый способный муж адвентистской веры, говорит в своей книге „два завета“: „Если десять заповедей составляют Ветхий Завет, тогда они навсегда миновали.“ Процитированные восемь текстов ясно утверждают, что они составляют этот Завет, следовательно, словами Смифа, „они навсегда миновали.“ Блюстители субботы применяют выражение Завет на единение двух или трёх сторон. Однако это не тот смысл, как он применяется зачастую. „Новый Завет“ есть „Новое Завещание“. Является ли Новый Завет лишь контрактом или единением? Едва ли! Также обстоит дело и с Ветхим Заветом или первым завещанием. Но десять заповедей были встроены в завет и стали частью того единения между Богом и детьми израилевыми. Они (десять заповедй) были сущностью или основой всего завета, следовательно они все стоят за одно и называются „Завет“. Если начинаешь с Исхода 19:1, то там говорится: „В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую.“ В третьем стихе мы видим, что Моисей был посредником. Бог послал его к Израилю, чтобы сказать им, что если они послушаются Его голоса и будут соблюдать Его завет, тогда будут Ему святым народом. Когда Моисей пришёл и сказал это иудеям, они отвечали: „всё, что сказал Господь, исполним. И донёс Моисей слова народа Господу.“ Вот единение.

Сначала они подготавливались слушать голос Божий (ст 9-25). Бог уже опустился в Своём величии на Синай (ст 16-19). Моисей повелел народу, не порываться к Господу, чтобы увидеть Его, чтобы не пали многие из него (ст 21). Двадцатая глава начинается с того, что Бог сказал всему стану израилеву десять заповедей. Потом следуют различные заповеди через Моисея вплоть до конца 23ей главы. В главе 24:1-3 мы находим зарегистрированные факты, что Моисей повторил всему народу все слова Господа. „И отвечал весь народ в один голос, и сказали: всё, что сказал Господь, сделаем.“ „И написал Моисей все слова Господни“ в книгу (ст 4). В седьмом стихе мы видим, что Моисей взял книгу завета и прочитал вслух народу, и вновь они сказали: „всё, что сказал Господь, сделаем“. „И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих“ (ст 8).

Это окончило завет. Это был ветхий завет, первый завет, как Павел ясно говорит Евреям 9:15-20. Павел ясно цитирует это из Исх 24:8. Это навсегда решает этот вопрос. Завет включал в себя всё, что включает в себя перечень с Исх 19:1 по Исх 24:8, где завет перечислен со всеми подробностями. Посреди этого завета мы находим десять заповедей (Исх 20:1-17). Они являются основанием. Они были такой важной частью завета, что только они были представлены в качестве всего завета. Скрижали, на которых они были написаны, называются „скрижалями завета“ (Исх 24:7). Ковчег, в котором они хранились, называется „ковчегом завета“ (Вт 31:26).

Посреди завета был предписан седьмой день в качестве субботы (Исх 20:8-11). Так установлено, что каждый раз, если Библия высказывает, что первый или ветхий завет с Синая упразднён, также упразднена и суббота. Иначе быть не может. Писание с точностью высказывает, что завет субботы упразднён. „Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь“ (Иер 31:31-32).

Здесь обетован новый завет. Павел ссылался на это пророчество и показывает нам исполнение в Евангелии (см Евр 8:6-13). Этот завет был не таким как завет, который я заключил с их отцами, взяв их за руку и выведя их из Египта. Завет, который Бог заключил тогда, находится в книге Исхода 19 по 24:8 и включает в себя заповедь субботы (Исх 20:8-11). Адвентисты пытаются обойти это ясное свидетельство, но они не могут сделать это. В ковчеге был „завет Господа, заключённый Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской“ (3Цар 8:21). „В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей“ (3Цар 8:9). „И написал на скрижалях слова завета, десятословие“ (Исх 34:28). Это закрепляет всё дело. Новый завет не был таким как этот, он был другим. Но что сделал Христос, чтобы укрепить этот другой или новый завет? „Потом прибавил: вот, иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы постановить второе“ (Евр 10:9). Два завета не могут действовать одновременно, поэтому Христос забрал первый или ветхий, чтобы установить второй или новый. Поскольку седьмой день в качестве субботы был посреди Ветхого Завета, когда Христос устранил тот завет, она была устранена вместе с ним. Четвёртую заповедь первого завета мы не находим в Новом Завете, поэтому не заповедано новозаветному народу Божию, и следовательно не является частью Нового Завета.

Два завета так сравниваются в Евр 8:6-13: Десять заповедей и всё, что ними связано, называется „первый завет“, „ветхий завет“, „укоряя их“, „ветшающее“, „стареющее“, „близко к уничтожению“; между тем как Новый Завет называется „другой завет“, „лучший завет“, не так как „первый завет“, „напишу их на сердцах их.“

Вновь они сравниваются в Евр 12:18-27 следующим образом: „Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнём, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов“, а именно когда Бог опустился на гору Синай и передал закон. „Что заповедуемо было“, „ глаголавшего на земле“, то что „олеблемо“ и что „пребыло“. Во-вторых: „Но вы приступили к горе Сиону… к небесному Иерусалиму… и церкви первенцев“. (Закон, исшедший из Сиона, Новый Завет), „говорящей лучшее“, которое было „глаголено с небес“ (Евр 12:24.25), „которое непоколеблемо“ и „пребывает“.

Опят Павел сравнивает эти два завета в своём втором послании к Коринфянам гл 3:3-18. Первый он называет „Ветхий Завет“, „служение смертоносным буквам“, „буква убивает“, „служение осуждения“, „прославленное“, „начертанное на камнях“, „предохит“. Второй он называет „Новый Завет“, „Дух“, „оживотворяет“ (для пояснения см Рим 8:2; Ин 6:63), „служение духа“, „служение оправдания“, „изобилует славою“ то, что написано „на плотяных скрижалях сердца“„пребывает“. Ветхий Завет кончился, а между тем Новый Хавет является „заветом вечным“ (Евр 13:20-21).

В Гал 4:24-25 завет с Синая называется служанкою, потому что он рождает в рабство. Но эта служанка была изгнана. „Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына её, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной“ (Гал 4:30-31). Ветхое таким образом упразднено.

Мы считаем, что этих местописаний достаточно для каждого разумного человека. Поскольку четвёртая заповедь не встречается нигде в Новом Завете, то она и не является частью „Нового Завета“ и благодарность Богу, мы являемся христианами и радуемся покою, которая имеется для новозаветного народа Божия.

Иудейская суббота упразднена

Поскольку первый завет, возложивший седьмой день, упразднён, то что мы находим в новом завете? Что возлагается на нас в новом завете? Ответ: От первой главы Матфея вплоть до последней главы Откровения мы не находим ни одной заповеди, повелевающей нам соблюдать седьмой день. Четвёртую заповедь закона моисеева мы не находим в Новом Завете.

Один адвентистский проповедник, который в нашем присутствии рассердился из-за этого определённого вызова, указал на Матфея 24:20, где Иисус говорит: „Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу“, и сказал, что это является заповедью. Люди должны быть в безвыходном положении, если должны прибегать к таким искажениям Писания для поддержки упразднённой системы.

1. Это слово Спасителя не является заповедью соблюдения субботы.

2. Здесь дело не касается святости этого дня, но безопасности народа Божия при бегстве из обречённого города, как ясно показывает содержание стихов 15-21.

3. Это не было бы нарушением субботы, если они по необходимости бежали бы в этот день из города; поскольку Иисус не имел ввиду святость этого дня. Поэтому этот текст не может быть приведён в качестве аргумента в защиту субботы.

4. В субботу врата города были закрыты, а также и селения, которые им пришлось бы миновать (см. А. Кларка об этом тексте и другие хорошие авторитеты). Это была привычка иудеев, они всё ещё соблюдали субботу. Поэтому было бы опасно, и почти, а воможно и совсем, невозможно бежать в этот день. Каждый честный человек может без труда увидеть, что это есть всё, о чём говорит этот текст.

Я повторяю: В Новом Завете ни разу не говорится об обязанности соблюдения седьмого дня. Не ни одной заповеди ни от Христа, ни от апостолов, соблюдения этого дня. Даже не говорится, что было бы неправильно работать в этот день, или что Бог благословил бы кого-либо из-за соблюдения оного. Нет обетования за соблюдение его или угрозы за несоблюдение. Вновь и вновь составлялись длинные перечни грехов, включающие в себя только тень безбожия, но нарушение субботы в Новом Завете даже и не упоминается.

Поскольку в Новом Завете нет заповеди соблюдения субботы и четвёртая заповедь закона на скрижалях совсем упущено, то она не является частью Нового Завета; и поскольку мы живём в новозаветном времени, мы не обязаны соблюдать этот день. Адвентисты говорят: „Иисус соблюдал седьмой день, поэтому мы также должны делать это.“

Ответ: Иисус родилдя и жил под законом вплоть до смерти, когда он был упразднён (Гал 4:4; Кол 2:14). Без сомнения он соблюдал каждую его букву. Он был обрезан. Но разве это обязывает нас к обрезанию? Он соблюдал пасху. Он послал одного человека принести жертву (Мф 8:4). Разве мы поэтому тоже должны делать это? Разве это возлагает на нас жертвования по закону Моисея? Он повелел Своим ученикам, чтобы они делали всё, что скажут им книжники (Мф 23:2-3). Разве это обязывает и нас делать это? Адвентисты допускают, что подобное уже не обязательно, хотя Иисус делал это. Также обстоит дело и с иудейской субботой и всем законом Моисея, нашедшим свой конец на кресте. Иисус соблюдал его, пока жил как иудей под иудейским законом.

„Но“, возразят дети рабы, „выражение ‘суббота’ встречается в Новом Завете пятьдесят девять раз, и каждый раз оно ссылается на седьмой день.“ Ответ: Храм в Новом Завете (английского перевода) упоминается сто пятьнадцать раз; обрезание пятьдесят пять раз; жертвы тридцать восемь раз; пасха двадцать восемь раз. В Деяниях каждое упоминание субботы связано с иудейским богослужением. Иудеи всё ещё соблюдали свой день и весь закон; поэтому, если апостол проповедовал иудеям, он был вынужден делать это в их день. Так мы читаем, что Павел пошёл и проповедовал иудеям в „каждую субботу“. Если он пошёл бы в другой день, он не нашёл бы слушателей. На протяжении многих лет почти все проводили осуществлялись среди иудеев, поэтому часто делали это в их субботу. И если можно было бы даже доказать, что некоторые иудейские христиане соблюдали седьмой день, тогда это бы всё же ничего не означало, поскольку Иаков говорит Павлу, „сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона“ (Деян 21:20). Они соблюдали его полностью, обрезание и всё другое, на протяжении некоторого времени. Павел обрезал Тимофея (Деян 16:3). Он соблюдал пятидесятницу (Деян 18:21; 20:16). Он остриг голову (Деян 18:18) и принёс жертву (Деян 21:20-26) и т.п. Он часто жил как иудеи. Он сказал: „…дабы обрести иудеев“. Ни в одном собрании языческих христиан они не собирались в седьмой день, за исключением в иудейском богослужении. Каждое собрание церкви после воскресения Христа было в первый день недели (Мф 28:8-11; Ин 20:19-22; Лк 24:31-36; Ин 20:26; Деян 2:1; 20:6-7; 1Кор 16:1-2). Другой факт, достойный внимания: Павел написал четырнадцать посланий различным общинам, и во всех четырнадцати посланиях он не упоминает субботу, за исключением один раз, и это только чтобы показать, что она упразднена (Кол 2:16). Как это множество трудов апостола Павла совпадают с книгами, трактатами и трудами, написанными блюстителями субботы? Они превращают соблюдение дней в самое важное дело. Но Павел говорит: „Наблюдаете дни…, боюсь за вас.“ Как это отличается!

Павел со всей уверенностью объясняет, что суббота упразднена. „истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;… Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе“ (Кол 2:14-17).

Здесь иудейская суббота причисляется ко всем иудейским предписаниям, которые были пригвождены ко кресту и истреблены. Она причисляется к „тени“ закона. Это навсегда решает вопрос. В выражения „праздник“ и „новомесячие“ Павел включает все остальные праздненства и отдыхи – месячные и годовалые – называемые субботой. Так остаётся лишь недельная суббота – седьмой день – который также перечисляется под субботой и который истреблён и пригвождён ко кресту. Я хочу процитировать тексты с выражением „суббота“: „Можно ли исцелять в субботы?“ (Мф 12:10). „И учил их в дни субботние“(Лк 4:31). „…что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?“ (Мф 12:5). „Павел, по своему обыкновению, вошёл к ним и три субботы говорил с ними из Писаний“ (Деян 17:2).

В этих текстах „суббота“ ссылается на еженедельный седьмой день субботы и Павел говорит, что эти субботы истреблены, поскольку они были тенью будущего. Апостол указывает на крест – время, когда это произошло. Слова суббота и субботы встречаются шестьдесят раз в Новом Завете; об этом адвентисты говорят, что пятьдесят девять раз оно ссылается на седьмой день; но в этом случает (Кол 2:16) оно ссылается на что-то совсем иное, как они говорят. Разве это не странно, что пятьдесят девять раз оно ссылается на субботу, а в шестьтидесятый раз на что-то другое – хотя в греческом и русском стоит то же самое слово? Эти хитрые измаильтяне извращают Писание, чтобы оно подходило к ним, но в День Суда они будут найдены лжецами. Павел классифицирует праздники и перечисляет тот же перечень в Кол 2 как он раз за разом перечислен в законе Моисея, где ясно подразумевается седьмой день (см. Чис 28:29; 1Пар 23:30-31; 2Пар 2:4; 8:13; 31:3; Неем 10:33; Иез 45:17; Ис 1:13-14). Во всех этих местописаниях приведён закон для ежедневных, еженедельных, ежемесячных и ежегодных жертв, которые нужно было принести каждый день, в еженедельные субботы, в новомесячия и в ежегодных праздниках.

Согласну этому невозможно избежать определённо свидетельства в Кол 2:14-17, где говорится, что суббота была лишь тенью будущего. С тех пор как пришло само тело, тень исчезла, т.е. она была „пригвождена ко кресту“ и „истреблена“. Аминь. Это было предсказано в Осии 2:11. „И прекращу у неё всякое веселье, праздники её и новомесячия её, и субботы её, и все торжества её.“

Субботний покой Евангелия

„Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим… А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: Я поклялся в гневе Моём, что они не войдут в покой Мой, хотя дела Его были совершены ещё в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих. И ещё здесь: не войдут в покой Мой… то ещё определяет некоторый день, ‘ныне’, говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших. Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия ещё остаётся субботство. Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность“ (Евр 4:5-11). Суббота означает покой. На вышеприведённом языке апостол ясно указывае на субботний покой Евангелия. Это не есть соблюдение определённого дня, не временное благословение, или просто покой от ручной работы; но это духовное дело, блаженный опыт души, обретаемый верой. „А входим в покой мы уверовавшие.“ Этот блаженный покой души ссылается не не будущую эпоху, но дети веры теперь уже входят в этот покой. Апостол показывает, что седьмой день был прообразом этого покоя. „И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих.“ Спустя 2500 лет после того как Он покоился, Он благословил и освятил этот день, потому что почил в день оный (Быт 2:3; Неем 9:13-14). Он дал субботу народу как закон, который они должны были соблюдать. Этот закон был лишь тенью будущих благ (Евр 10:1). Дело не в том, что одна часть времени была лучше другой, но чтобы иметь тень или прообраз совершенного покоя души спасённых, Бог предписал каждый седьмой день, чтобы израильтяне соблюдали его святым, и эта суббота была тенью будущих благ (Кол 2:16-17). Между тем как седьмой день был памяткой, поскольку Бог отдыхал после создания мира, также и памяткой их освобождения из Египта, он также был прообразом и тенью вечной субботы спасённых душ в Иисусе Христе. Также как и пасха была днём памяти освобождения Израильтян из Египта, и всегда указывала на это событие (см. Исх 12:11-17), но всё же она была тенью Христа – „ибо Пасха наша Христос, закланный за нас“ (1Кор 5:7). То же самое можно сказать о всех ежегодных праздниках и т.п. Они были прообразами Христа и Его дело спасения в какой-либо сфере, и всё же они были днём памяти миновавших событий.

Седмой день также относился к этим дням и был возложен на народ Божий во время прообразов и теней. Ветхозаветные святые охватывали тень, но осуществление его было тогда ещё тайной, сокрытой в Боге. Под тем законом они никогда не достигали совершенного покоя спасения. Поэтому „(Бог) ещё определяет некоторый день“, „другой день“, в который все тени и прообразы достигнут своё осуществление в Иисусе Христе. Этот несомненный, определённый день есть „ныне“, говорит Павел; этоха Евангелия, день спасения (2Кор 6:2). В этот день тень – суббота, или седьмой день – навсегда миновала, „посему для народа Божия ещё остаётся субботство“ (ст 9). Во-первых, седьмой день (ст 4) был „тенью будущих благ“ в эпоху закона; во-вторых, „другой день“ – день Евангелия, в котором мы достигаем осуществление покоя, имеющегося для народа Божия. „Посему для народа Божия ещё остаётся субботство (субботний покой)“ (Евр 4:9). Мы, верующие, входим в этот покой. Через веру мы теперь входим в этот субботний покой, на который седьмой день был лишь прообразом и тенью. Этот субботний покой не является одним из семи дней. „Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих“ (ст 10). Когда Бог закончил творение за шесть дней, Он отдыхал на седьмой день. Он отдыхал на восьмой, девятый, десятый день и т.д., и так Он с тех пор отдыхает. Как покой Божий продолжается от творения доныне; так и мы прекратили наши греховные действия и покоимся каждый день, да, все дни нашей жизни; и этот блаженный покой будет продолжаться на всё вечность. Это есть суббота Евангелия.

Это было предречено. „И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава“ (Ис 11:10) „… расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим“ (Иер 6:16).

Эти тексты являются ясными высказываниями о Христе, корне Иессеевой, и о результате Его спасающей благодати. Он должен был принести покой для души и этот покой должен был быть славой, т.е славным. Этот покой можно найти на добром пути, и Иисус говорит: „Я есмь путь.“ Так мы можем найти субботний покой Евангелия в Иисусе Христе. Иисус есть Шаило – даритель покоя. Слушай Его дорогие слова: „Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдете покой душам вашим“ (Мф 11:28-29).

Или сладкая суббота Евангелия – не только покой для тела, один день из семи, но покой для души во все дни – покой, дарующий навечно спокойствие и безопасность.

Я перечислю несколько сравнений и контрастов между старой и новой субботой, между тенью и осуществлением.

1. Первый нужно было соблюдать каждый седьмой день. Другой не нужно соблюдать в качестве определённого дня. Доказательство: „Иной отличает день от дня, а другой (христианин из язычников) судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума“ (Рим 14:5-6). „Наблюдаете дни… Боюсь за вас“ (Гал 4:10-11).

2. Первый был днём покоя для тела. Другой является покоем для души (Мф 11:28-29; Евр 4:1-11).

3. В первом завете только один из семи дней был святым. В последнем у нас все дни святы (Лк 1:74-75).

4. Невыполнение всякой физической работы освящало день в первом завете. В последнем невыполение физической работы не делает день святым, но неисполение греховных дел, святая жизнь и святой опыт делает все дни святыми (Евр 4:10; Лк 1:74-75).

5. В первом суббота нарушалась посредством физической работы, и наказывалось это смертью. В последнем мы посредством малейшего уступлению греху теряем нашу субботу – покой души, и результатом является духовная смерть.

6. Первый есть тень, или прообраз последнего (Кол 2:14-16; Евр 4:1-11)

Дорогой друг-адвентист, ды держишься за духовную тень, между тем как мы наслаждаемся осуществлением. Ваша суббота умерла и погребена у креста. Вы просто выкопали скелет и установили его в качестве объекта почитания и поклонения. Но все ваши подпорки, которые должны укрепить ваше изобретение, не смогут помочь ему стоять. Оно должно пасть под вечной истиной. О поменяй тень на действительность.

Господень день

Когда Иоанн был на острове Патмос в 96г по Р.Хр., он свидетельствовал: „Я был в духе в день воскресный (Господень день – др. перв. Б.)“ (Отк 1:10). Мы уже видели, что иудейская суббота окончилась на кресте, и что суббота Евангелия является духовным покоем и достигнуть можно её в Иисусе Христе: опыт, находящийся в спасающей благодати. Этот славный субботний покой является результатом смерти и воскресения Господа. Разве тогда позволено, что в эту эпоху христиане должны иметь что-то, что они празднуют как воспоминание смерти и воскресения Иисуа, нашего Господа, что-то, что отражает эти события, которые были самыми мощными из всех произшедших на небе и на земле; два события, которые стоят в центре и являются даром всех благословений спасения? Мы отвечаем: Да. И Господь новой эпохи не оставил нас без этих двух памятников; первый в воспоминание Его смерти, другой – Его воскресения. Это есть „вечеря Господня“ и „Господень день“. Первое празднуется в воспоминание Его смерти (см 1Кор 11:25-26). Последнее соблюдается в честь Его воскресения. Ни разу в Библии седьмой день не называется днём Господним. „Суббота“ есть выражение, применявшееся всегда к этому дню. В своём писании Иоанн сам называет седьмой день „субботой“ (Ин 5:9-10,16,18; 7:23; 9:14.16; 19:31). Но в Откровении 1:10 Он несомненно говорит о дне, которые принадлежит единственно в христианскую эпоху. Иудейская суббота нашла свой конец на кресте, а Иоанн писал шестьдесят лет спустя. Обрати внимание на выражения Нового Завета: „смерт Господня“ – „тело Господне“ – „трапеза Господня“ – „вечеря Господня“ – „день Господний“. Все они ссылаются исключительно на настоящую эпоху.

Это был день, в который Христос воскрес из мёртвых. Если мы начинаем говорить на эту тему Священного Писания, тогда все отцы церкви применяют день Господень к первому дню недели. Тщательный читатель Писания докажет, что первый ден недели был днём собрания и почитания среди первой церкви (прочти следующие местописания: Лк 24:36; Ин 20:19.26; Деян 2:1; 20:6-7). Церковь никогда не рассматривала этот день как субботу, также и ни разу его так не называют. Его всегда называют „первый день недели“ – „восьмой день“ и „день Господень“. В нём не заключается идея невыполения всей физической работы, как в день субботы в законе, но христиане отмечали его своими встречами в святом собрании, духовном поклонении и почитании. Это был день духовной работы и радости. Тертуллиан говорит в конце второго столетия: „Мы празднуем воскресенье как радостный день.“

Таким образом христиане празднуют день, в который Иисус воскрес, как день радости, день почитания и молитвы, с воскресения вплоть до нынешнего времени. Также и законы нашей страны с тех пор установили этот день как день субботы покоя от физической работы, и мы как богобоязненный народ соблюдаем этот день, поскольку подчиняемся законам, как повелел нам Бог (Рим 13:1-7; 1Пет 2:13-15.17).

Г. М. Риггл