Испытания

 

Слово «испытание» связано со словами «экзамен», «исследование» «проверка», и означает: поставить что-либо на пробу или испытать. Точнее сказать, это проверка на опыте для выяснения качеств, свойств, пригодности к чему-либо. Это то состояние, в котором мы экзаменуемся, находясь в страданиях, и наши силы, терпение, вера и т. д. ставятся на проверку, – страдания, которые испытывают наши добродетели и характер.

Источник испытаний

Испытания и искушения зачастую путают. Испытания могут быть либо от Господа, либо от сатаны. Сатана испытывает нас с целью выявить у нас какую-либо слабость, чтобы уменьшить нашу силу, ослабить, а затем одолеть нас и уничтожить. Господь же нас испытывает, чтобы закалить и укрепить в трудностях и нужде, увеличив тем самым наши силы, чтобы мы были в состоянии противостоять сатане. Таким же образом испытываются и ставятся на пробу солдаты в трудностях и нуждах, закаливаются с помощью военных упражнений и воспитания, так что, если настанет война и нужда, они будут в состоянии всё перенести. Бог нас испытывает, чтобы увидеть, насколько мы сильны; чтобы проверить нашу решительность, верность и преданность, укрепить нашу силу и решимость и увеличить нашу преданность. Сатана искушает нас, чтобы склонить ко злу; он пытается найти в нас какую-либо слабинку или нечестность. Сатана хочет убавить нашу силу, ослабить нашу решимость служить Богу и истребить нашу праведность.

Искушения приходят не от Бога. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и сам не искушает никого» (Иак. 1:13) (В Библии мы неоднократно встречаем места, говорящие о том, что Господь искушает. Но здесь необходимо понимать разницу между искушением как испытанием для укрепления и искушением как попыткой соблазна. Сравни: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама» Быт. 22:1, синод, пер. и: «После всего этого Бог решил испытать Авраама» соврем, пер., прим. пер.). Господь нас испытывает (экзаменует), но никогда не искушает ко злу. «Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного» (Пс. 10:4-5). «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер. 17:10).

Господь иногда испытывает нас, чтобы проверить покорность и преданность нашей воли и решимость нашего сердца служить Ему и слушаться Его. Мы имеем пример из Иоанна 6:5-6: «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идёт к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо сам знал, что хотел сделать». Уже через пророков было предсказано, что народ Божий должен испытываться. «Многие очистятся, убедятся и пройдут через испытания; нечестивые же будут творить нечестие. И нечестивые не уразумеют ничего, а уразумеют мудрые» (Дан. 12:10; рус. пер. сдревнеевр.).

Итак, мы видим, что Библия говорит: мы должны быть испытаны, и Бог нас испытывает; поэтому: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1 Пет. 4:12).

Господь допустил испытать Иова, и сатане было позволено произвести испытание. Оба, Господь и сатана, участвовали в испытании Иова. Господь хотел доказать, что Иов – человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и что нет такого, как он, на земле. Сатана же хотел доказать, что преданность Иова Богу стоит на почве корыстных целей, и что он служит Господу лишь потому, что Господь благословил его временным благополучием. Сатана говорит: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» (Иов. 1:9-11). Сатана был очень заинтересован испытать Иова и склонить его к неверности Господу. Бог согласился на испытание Иова, чтобы была доказана верность его сердца и искренность его характера, и чтобы он стал примером всем тем, которые после него будут проходить через испытания.

Пути и средства, которыми мы, испытываемся

Итак, причину испытания Иова мы рассмотрели. Давайте теперь рассмотрим пути и средства, через которые он испытывался. Во-первых, он лишился всего, что у него было. Но Бог не допустил, чтобы сатана приложил свои руки к телу Иова. Когда эти испытания были недостаточны, чтобы доказать неверность Иова, то сатана потребовал дальнейшего испытания. Поэтому он сказал Господу: «Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек всё, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошёл сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел [вне селения]» (Иов 2:4-8).

И когда Иов ещё надеялся иметь утешение и поддержку в своей жене, которая, по-видимому, была ему оставлена для усовершенствования его испытаний, то сатана и её повернул против своего мужа. «И сказала ему жена его: ты все ещё твёрд в непорочности твоей? Похули Бога и умри!» (Иов 2:9). Без сомнения, это был самый тяжёлый момент в испытаниях Иова. Испытания переносятся тяжелее, когда они приходят от тех, кого мы любим.

Удары, нанесённые нашими близкими в трудный час испытаний, действуют очень удручающе. Видимо сатана для того и сохранил жену Иова, чтобы в час суровых и горьких испытаний сказать ему через неё эти слова уныния. Этим ударом сатана намеревался сокрушить стойкость Иова. «Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всём этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:10).

Следующим средством нападения сатаны были три друга Иова, которые были мудрыми философами. Он послал их к Иову, чтобы мудрыми речами заставить его усомниться в праведности своего сердца и искренности. Их плач и семидневное стенание были первой успешной попыткой привести его в уныние. Но когда они пошли еще дальше и попытались поставить под сомнение его искренность, тогда Иов обернулся против них; и планы сатаны рухнули.

После полного провала попыток сатаны победить Иова, послал Господь Елиуя, помазанного мудростью и вдохновлённого Духом Святым мужа; и через него Он смог показать Иову его ошибки и привести его туда, где Господь мог с ним говорить. И когда познал Иов голос Божий, смирился он во вретище и пепле.

После этого испытания Иов стал сильней, чем прежде. Если ты хочешь иметь правильное понятие о книге Иова и подвергнуть подробному изучению различные ступенени испытаний Иова, то сделай следующее разделение:

1) Иов не испытан (гл. 1:1-12).

2) Начало испытаний Иова (гл. 1:13-22; 2)

3) Жалоба Иова (гл. 3)

4) Утешители (?) Иова (гл. 3-32)

5) Весть Бога через Елиуя (гл. 32-37)

6) Бог говорит к Иову (гл. 38-41)

7) Признание Иова и благословение Божье (гл. 42)

Обрати внимание на четыре вида испытаний, которыми сатана испытывал Иова:

1) через потерю земных имений,

2) через страдание тела,

3) через любовь и привязанности,

4) через интеллект, или разум, через ложные суждения и философии.

И сегодня сатана поступает примерно так, как в дни Иова. Сердце человеческое и сегодня то же, что и тогда. И Бог часто допускает, чтобы мы испытывались такими же способами. Наверное, ты не однажды думал, что твои испытания очень суровые; но если ты сравнишь их с испытаниями Иова, то, несомненно, обнаружишь, что твои испытания – лишь кратковременные лёгкие страдания, производящие в безмерном преизбытке вечную славу. Войди хоть однажды в положение Иова. Если бы ты лишился всего твоего земного имущества; если бы тело твоё от макушки до подошвы было поражено болезненными гноящимися язвами; если бы все твои любимые, за исключением той, которая близка твоему сердцу, умерли бы, а эта, самая близкая, в час самых суровых испытаний искусила бы тебя отказаться от Бога и умереть. Если бы сатана, различные лжеучителя и философы указывали бы на твоё падение и крушение и старались бы убедить тебя в том, что совершенно неправильно занимать такую «фанатическую» позицию по отношению к Господу, как это сделал ты, и если ты сравнишь духовные познания, который имел Иов, с теми, которые имеешь ты, – вышел бы ты из всего этого точно так, как Иов?

«Пострадают («упадут» – нем. пер. Лютера, Эльберфельда, англ. Кинг Джеймса) некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть ещё время до срока» (Дан. 11:35). Несмотря на то, что это место из Писания относится к определённому историческому событию, но сама история очень часто повторяется, и мы вынуждены встречаться с тем печальным фактом, что некоторые и из разумных падают. Это суровое испытание – видеть, что те, которые далеко опережают нас в силе, познаниях и труде, спотыкаются и падают. Но это никоим образом не должно ввергать нас в уныние. Никакое действие не может быть без причины. Мы должны вспомнить, что Библия говорит: «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность» (Прит. 16:18). И сильные могут из-за своего высокомерия и гордости упасть пред властью искусителя, тогда как немощный в своём простодушии и сердечном смирении может устоять против самых суровых жизненных бурь. Не всегда победа принадлежит сильным, но смиренные всегда будут преуспевать. Если тебе выпало испытание стать свидетелем падения разумного – то не будь настолько неразумным, чтобы сказать: «Если тот, который имел такие познания и силу, упал, как же я, в моей немощи, могу устоять в искушениях и испытаниях жизни?». Знай, что этому падению есть причина. Остерегайся этой причины, – то есть гордости и высокомерия, – и тогда тебе не надо будет бояться падения. Пусть печальная судьба потерпевших кораблекрушение станет для тебя предостережением, а не поводом пасть духом. Держись подальше от обманчивых скал высокомерия, о которые и разбился их корабль.

«И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Моё, и Я услышу их и скажу: это Мой народ, и они скажут: Господь – Бог мой!» (Зах. 13:9). «…дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петр. 1:7). Бог испытывает нас так же, как люди испытывают золото, серебро и другие ценные металлы, – Он испытывает нас в огне. Наша вера и наша праведность пред Богом должны быть испытаны, как серебро и золото. Почему же мы начинаем роптать, когда разгорается огонь неприятностей, разочарований, уныний и страданий? Почему испытания кажутся нам чем-то странным? Давай, мой брат или сестра, не будем ворчать на испытания, ибо они лишь укрепят нас и докажут Богу, миру и сатане, что наш духовный опыт – настоящий, что наша верность по отношению к Богу не напрасна, что наши сердца окрепли в борьбе, ваша праведность и честность – непоколебимы. Придёт день, когда дело каждого человека подвергнется окончательному испытанию, и именно огнём. «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:13).

Польза и благословение испытаний

Некоторым кажется совершенно невозможным ожидать от испытаний чего-то хорошего, но тем, кто имеет более зрелый опыт, хорошо известно, что испытания – это путь к более высоким и светлым ступеням христианского опыта. Каждый, кто укрепился в спасении, сознаёт, что испытания – одно из лучших средств упражнения силы и укоренения в духовном опыте. Как мы уже могли убедиться, испытания – это ступени, по которым мы поднимаемся к более лучшей пригодности. Солдаты не прошедшие определённую подготовку и испытания, никогда не ставятся на ответственные посты. Да и на каждом предприятии, в любой профессии ответственные посты доверяются лишь тем, которые прошли пробу и испытания..

Испытания – это трудности, благодаря которым люди становятся хорошими воинами Иисуса Христа, если терпеливо переносят их. Если бы мы могли проследить, как каждый человек любого возраста, несущий определённое служение, сделался достойным занять это место, тогда мы должны были бы признать, что именно испытания сделали его пригодным для исполнения этого дела. Кто отказывается быть испытанным, не может рассчитывать на то, что окажется дельным и достойным в глазах Бога и людей. Никогда не ропщи на свои испытания, никогда не пугайся какого-либо испытания, ибо они – замаскированные «ангелы». Польза испытаний огромна; и если бы мы взялись перечислять все те благословения, которые можно получить лишь через проверку испытаниями, то это заняло бы слишком много времени и места. Благодаря терпеливому перенесению трудностей и лишений каждая христианская добродетель и каждая способность характера, тела и души только усиливается, укрепляется и умножается.

В 22-м Псалме Давид даёт прекрасную и трогательную иллюстрацию пользы и благословений испытаний. Он говорит: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (4 ст.). Этот богатый утешением стих свидетельствует о пастушеском опыте Давида. Многие не видят глубину богатств богоупования и веры, имевшихся у Давида, так как не принимают во внимание естественные обстоятельства, упомянутые в этом стихе, из которых Давид черпал свои мысли. В горных местах, где Давид пас овец своего отца, были, конечно, открытые долины, где нежные травы создают хорошее пастбище для овец. Известно, что если стадо долго находится на одном и том же пастбище, то скоро трава там уничтожается, её рост прекращается. Поэтому необходимо, чтобы овцы время от времени перегонялись на другие зелёные луга, как об этом упомянуто во 2-ом стихе этого псалма: «Он покоит меня на злачных пажитях». И чтобы добраться до новых пастбищ, он часто, несомненно, был вынужден вести овец через узкие долины и опасные места. Вероятно, в одном из таких узких и тёмных мест Давид и убил медведя. Как естественна в этой иллюстрации тёмная долина или «долина смертной тени», – долина, затенённая смертью, – долина, где его собственная жизнь и жизнь его овец находились в большой опасности.

В основном это место из Писания применяют относительно физической смерти. Но всё же это не долина смерти, а долина смертных теней – долина, где смерть бросает свои тёмные тени на наш путь; долина, где наша духовная и физическая жизнь находятся в опасности. Но даже в тёмных долинах самых суровых испытаний когда сама мрачная смерть бросает тени на наш путь, мы можем вместе с Давидом сказать: «Не убоюсь зла, потому что Ты со мной Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня».

Но давайте опять вернёмся к тем естественным обстоятельствам, из которых взято это трогательное учение. Именно по ту сторону этих опасных долин и ущелий лежали открытые луга и пастбища из нежных трав; и каждая овечка, которая хотела пастись на этих зелёных лугах, должна была следовать за пастухом сквозь мрачную долину, покрытую тучами. А те овцы, которые nпротивились идти через эти места, должны были довольствоваться очень скудными остатками вытоптанной травы; к тому же, оставшись без защиты пастуха, подвергаться опасности быть растерзанными дикими зверями. Так дело обстоит и в нашей духовной жизни. Иисус, сравниваемый с пастухами Востока, идёт впереди Своего стада, а не позади (Ин. 10:4), и все, кто желает попасть на богатое пастбище, к которому Он ведет Своё стадо, должны следовать за Ним через долины испытаний. Те же, что остаются позади, боясь последовать за Пастухом через тёмные долины, скоро умрут от голода и жажды или станут добычей злых духов. Именно по ту сторону самых суровых испытаний, когда тени смерти рассеиваются солнечным светом веры, мы попадаем на зелёные луга нежных трав и следуем за Пастухом вдоль тихих и свежих вод.

Примеры испытаний

«Верою Авраам, будучи искушаем («когда его испытывал Бог…» – пер. Кузнецовой), принёс в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано; в Исааке наречётся тебе семя» (Евр. 11:17-18). Требование Бога принести в жертву Исаака имело все предпосылки для того, чтобы стать для Авраама очень тяжёлым испытанием. Ты помнишь, что это Бог испытывал Авраама. Авраам был верен и праведен во всём. Но Бог хотел провести его через трудности самой крайней степени, чтобы сделать его бессмертным примером и образцом веры для всех, кто позже уверует в Бога. Это было достаточно тяжёлое требование: пожертвовать любимое и единственное дитя, своими руками принести его в жертву, и там, на горе, одному видеть смерть любимого сына и затем предатьего тело огню. Но это было ещё не самое страшное в этом испытании. Бог заключил с Авраамом торжественный союз, в котором Он обещал, что семя Авраама будет многочисленно как звёзды на небе и как песок на морском берегу. Исаак был его единственный сын, а значит, и единственная надежда для исполнения этого обещания, ибо Бог сказал: «В Исааке наречётся тебе семя». Теперь посмотри, в каком положении Авраам оказался. Казалось бы, что Авраам не мог понять, как Бог в таком случае может оказаться верным Своему обещанию, а поэтому естественней было бы сына сохранить – не жертвовать его; кроме того, если Бог неверен, тогда Он не достоин такой дорогой жертвы… Но если бы Авраам ослушался Господа, то потерял бы всё, что Бог ему обещал, ибо обещание имело свои условия. Но с другой стороны, если смотреть с естественной точки зрения, жертвовать своим сыном значило не меньше, так как оба – он и его жена – вышли из детородного возраста и Исаак был единственным сыном и единственным источником, посредством которого Бог мог бы исполнить Своё обещание. Как бы ты поступил в этих обстоятельствах? Сравни это с теми испытаниями, которые встречаются тебе, и посмотри на величину твоих испытаний. Авраам верил Богу и думал, «что Бог силён и из мертвых воскресить, почему и получил его [Исаака] в предзнаменование» (Евр. 11:19). «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречён другом Божиим» (Иак. 2:23).

Тщательное изучение духовной жизни Давида поможет нам больше узнать о терпении в испытаниях и искушениях. Рассмотри вначале его поединок с Голиафом: как Давид его победил. Когда Саул обратил внимание на юные года Давида и указал ему на огромную величину единоборца, Давид рассказал ему нечто из пережитого им во время, когда он пас овец своего отца. То, что он тогда пережил, дало ему отважную решимость предпринять попытку освобождения Израиля от поношений этого чужеземца. «И сказал Давид Саулу: пусть никто не падает духом из-за него; раб твой пойдёт и сразится с этим Филистимлянином. И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты ещё юноша, а он воин от юности своей. И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинствоБога живого. [Не пойти ли мне и поразить его, чтобы снять поношение с Израиля? Ибо кто этот необрезанный?] И сказал Давид: Господь, который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою» (1 Цар. 17:32-37).

Это было только начало испытаний Давида. Даже после того, как он уже был помазан в царя израильского, он был вынужден бежать от гнева Саула и долгое время скрываться в горах и пустынях, далеко от своего дома и всякого уюта. Но в этих испытаниях он научился терпеть, он научился сочувственно относиться к тем, кто находится в нужде и тяжёлых обстоятельствах. Также он научился оказывать любовь и добро даже своим врагам. Это было особенно необходимо, ибо у него было много врагов. Испытания и искушения, которые он претерпевал, помогли ему быть смиренным в очах Бога. Он научился уповать на Господа – своего Бога, у которого вечная мощь, ибо бывают случаи, когда человеческая сила ничего не может поделать.

Каждому, кто знаком с Новым Заветом, пример апостола Павла станет источником ободрения. Слушая и читая описание его испытаний, которые он претерпел, обрати внимание на то, с каким мужеством и спокойствием он к ним относился: «…но во всём являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6:4-10).

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание. Но всё сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35-39).

«Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17).

После того, как апостол Павел прошёл нужду и испытания, он, благодаря преизобилующей благодати, данной ему Богом, был в состоянии рассматривать свои печали и скорби как кратковременные и лёгкие. Если ты примешь во внимание всё, что претерпел Павел (примеры, приведённые здесь, лишь некоторые из содержащихся в Новом Завете), то сможешь ли ты, чтобы оправдать себя, его печали считать лёгкими и кратковременными, а свои гораздо более тяжёлыми, и для того называть их суровыми и невыносимыми? Большинство людей думают, что их испытания тяжелей, чем у других. Этим самым они так ослепляют глаза свои, что не видят оружия, которым можно бить сатану, чтобы обратить его в бегство, а именно: терпение, стойкость и вера в праведность и справедливость Божью.

Часто люди говорят: «Мне тяжелее всех живётся на свете. Если бы ты имел те трудности, которые имею я, то и ты не смог бы вести святой образ жизни. Трудности и разочарования являются моей постоянной долей». Мой дорогой читатель, если тебе приходят подобные мысли, тогда разреши мне обратить твоё внимание на свидетельство Давида. Ты, наверное, согласишься, что его испытания – как пастуха, как воина, как царя – были так же велики и суровы, как твои? Тогда послушай его собственное свидетельство: «Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс. 22:6).

Даже Иисус, совершенный основатель замысла спасения, не остался без испытаний и искушений: «Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:16-18). «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евр. 4:15).

Да, дорогой читатель, искушён точно так, как и ты будешь искушаться. Какому бы искушению и испытанию ты ни подвергся,остановись на мгновение и подумай: «Иисус был так же искушаем, как и я; Он был в такой же степени опечален, как и я; Он знает, как мне помочь. Он имеет сожаление к моим немощам и Он способен мне помогать, ибо Ему дана всякая власть на небе и не земле». Иисус прошёл перед тобой каждый шаг от колыбели до гроба. Каждый терн, который может встретиться на дороге человеческой жизни, ранил Его нежные ноги; каждая скорбь, которую ты претерпел, тронула Его сердце прежде твоего. Если ты терпишь какие-либо боли, страдания, испытания, нужды или печали, то знай, что Иисус претерпел их первый, и что Он сочувствует нашим немощам. «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).

Как можно устоять в испытаниях

Чтобы устоять в испытании, нам необходимо, во-первых, его распознать. Кроме того, нам необходимо уверенно знать, что мы преданы воле Божьей и не сделали ничего плохого, что могло бы отстранить нас от любви Божьей или возбудило недовольство нашего Небесного Отца. И, наконец, мы должны помнить, что нужда или трудность любого характера, возникшая в данный момент, – лишь испытание и только испытание. Испытания, которые наносят нам вред и, возможно, вводят нас в заблуждение и одерживают над нами победу, сопровождаются духом обвинений; но они замаскированы, и поэтому нам кажется, что это не обвинения, а реальные факты. Искушения, которые сопровождаются обвинениями, приходят лишь от сатаны. Хорошо вооруженного христианина можно сравнить с хорошо вооруженным солдатом, который знает не только один способ обороны. Некоторым испытаниям нужно твёрдо и серьёзно противостать в имени Иисуса, и наше внимание безотлагательно должно быть направлено на это; некоторые испытания должны терпеливо переноситься, чтобы мы могли получить благословение и пользу, исходящие из них. Напротив, другие испытания, такие как нашёптывания и предложения дьявола, надо оставлять без внимания и не слушать их.

Зачастую можно быстро освободиться от обвинений дьявола, если полностью отвергать их, не придавать им значения и оставлять их безо всякого внимания. Во всех обстоятельствах и при всяком испытании нет более могучего оружия, как щит веры и меч духовный, который есть Слово Божье: «… более всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:16-17).

Другое, что часто помогает преодолевать наши испытания, это понимание того, что испытания необходимы и служат нам на пользу. Если мы познаем, что данное испытание допущено для нашего блага и Бог хочет научить нас чему-то нам необходимому, тогда нам гораздо легче будет его перенести и одержать победу. Естественно, что работа для человека будет далеко не так тяжела, если он знает, что она хорошо оплачивается. Про народ израильский говорится, что Господь «питал его мёдом из камня и елеем из твёрдой скалы»

(Втор 32:13). Первое значение этого стиха относится, естественно, к временному благополучию израильтян, но сама мысль «получения мёда из камня» чудесно иллюстрирует метод благословения в испытаниях. Мёд из камня так же сладок, как и мёд из ульев. Значит, если Господь поведёт тебя через гору или скалу испытаний, то знай, что на этой горе есть для тебя сладкий мёд утешения и елей благословения, если только ты будешь готов терпеливо ждать и всё претерпеть. Если мы знаем, что в лишениях и трудностях сокрыто что-то хорошее, то это чудесным образом вдохновляет нас и даётнам сильное побуждение претерпеть их, .

Честно взвесив наши испытания, мы увидим, что они. не представляют собой ничего особенного, – а это ещё одно вспомогательное средство их перебороть. Помни, что все святые пророки, священники, апостолы и даже сам Христос были испытаны. Чем ты лучше их? Или ты большей милости заслуживаешь? Когда тебя настигнет испытание и сатана станет смущать тебя, уверяя, что это нечто чуждое детям Божьим, что-то необыкновенное, чего и быть не должно, тогда спой пару куплетов песни с богатым содержанием:

«Святых путь кровью обагрён –

По розам ль я пойду?

Другие перешли поток,

Мне ль быть на берегу?

В борьбе даруется успех!

Спаситель, помоги

Быть верным и безропотно

Страданья все снести!»

«Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного» (1 Петр. 4:12).

Случай с молодым львом из жизни Самсона представляет нам чудную иллюстрацию того, как мы можем одолеть испытания. «И пошёл Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая идёт навстречу ему. И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал льва как козлёнка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал. И пришёл и поговорил с женщиною, и она понравилась Самсону. Спустя несколько дней, опять пошёл он, чтобы взять её, и зашёл посмотреть труп льва, и вот, рой пчел в трупе львином и мёд. Он взял его в руки свои и пошёл, и ел дорогою; и когда пришёл к отцу своему и матери своей, дал и им, и они ели; но не сказал им, что из львиного трупа взял мёд сей» (Суд. 14:5-9).

Если испытание идёт на тебя, рыкая, как лев, тогда вспомни случай с Самсоном и во имя Иисуса «ухвати» испытание и «растерзай», как Самсон растерзал льва. И годы спустя, когда твой путь пересечётся с местом этого испытания, ты сможешь найти в этом «трупе» большую массу мёда, который ты сможешь есть в избытке сам и ещё другим давать. Если бы Самсон испугался рёва льва и в страхе бежал от него, тогда, несомненно, он свою жизнь потерял бы. В том момент, когда лев страшно рыкал на него, и Самсон в имени Господа растерзал его, вряд ли он думал, что этот случай в будущем принесет ему какую-либо пользу… Так же обстоит дело и с испытаниями. В данное время мы можем не видеть в испытаниях ничего хорошего, но в дальнейшем времени мы будем есть мёд, добытый из самых суровых пережитых нами испытаний, и ещё другим давать. Писатель этих строк вкушает сегодня мёд из самых суровых испытаний своей жизни; и если читатель найдёт в этих строках какое-либо подкрепление и наслаждение для своей души, то пусть знает, что это «мёд из скелета льва», которого кто-то когда-то убил.

Если мы терпеливо переносим испытания, то этим мы выражаем Богу свою благодарность за то, что Он нам дарует. Испытания – это часть наследства каждого христианина: «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:20-21). «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:13-15).

Веры щит возьми и в битву ты иди без страха с ним;

Излучает свет он ясный – будешь ты непобедим.

В вере обретёшь победу; твёрдо помни всей душой –

Щит твой огненные стрелы отразит: Господь с тобой?

Если дух заботы тяжкой хочет душу погубить,

Щит держи: здесь твой Учитель – враг с позором убежит!

Облекись во всеоружье, в жаркой битве не страшись;

Пользуйся мечом умело и с победой возвратись!

В славном имени Иисуса выше щит свой подними

И используй меч духовный, не страшись, вперёд иди!

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени» (Евр, 12:11-12).

«А более всего возьмите щит веры…» (Еф. 6:16), ибо чрез веру мы возродились к упованию живому, и верою сохраняемся «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божьей через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, которого, не видев, любите, и которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Пет. 1:4-9).

Leave a Comment