Церковь Божия – какова она?

– Д. С. Уорнер

1. Что такое церковь?

Слово «церковь» встречается в Новом Завете более 100 раз, и всегда оно переведено с греческого слова «ekklesia», которое скорее следовало бы перевести как «cобрание», и тогда в контексте Библии оно читалось бы как «cобрание Божье», «cобрание первородных» и т.д., указывая тем самым на её божественного Основателя и Владельца. А выражения: «cобранию Божьему в Антиохии», «cобранию Божьему, находящемуcя в Коринфе», «cобраниям, находящимся в Асии», «cобранию, находящемуся в Галатии» и т.д. – указывают на различное географическое местонахождение cобраний Божьих. Но каким бы словом мы не воспользовались: общепринятым «церковь» или более точным «cобрание», нам следует придавать ему лишь то значение, которое соответствует Слову Божьему. Использовать слова Библии не в их библейском смысле означает извращать Библию.
Но каково же тогда библейское определение церкви? Ответ: «И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главой церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф 1:22-23).
«И Он же есть глава тела, Церкви: Он, который еcть начало, первородный из мёртвых, чтобы быть Ему во всём первым» (Кол 1:18). «Теперь радуюсь в страданиях за вас и восполняю то, чего не достаёт скорбям Христовых, в плоти моей за Тело Его, которое есть церковь» (Кол 1:24).
Церковь является телом Христа, и потому неотъемлемо включает всех его членов. Следовательно, называть земную постройку церковью – нелепо. А называть церковью отдельную религиозную группу – это извращение истины. Никакая конфессия не охватывает всё тело Христа, следовательно, никакая конфессия не является церковью Божьей. Поэтому, как люди праведные, ожидающие суда поcредcтвом Слова Божия, никогда не будем называть церковью что-либо иное, как только тело Христа, т.е. всех спасённых, будь то в общем или в каком-то определённом месте.

2. Кто основатель церкви?

Нам сказано, что Авраам «ожидал горoда, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евр 11:10). И автор Послания к евреям говорит обращённым: «Но вы приступили к горе Сиону и к граду Бога живаго, небесному Иерусалиму, и к тьмам Ангелов в торжествующем собрании, и к церкви первородных, вписанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведных, достигших совершенства, и к Поcреднику Нового Завета, Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, чем кровь Авеля» (Евр 12:22-24).
К этому городу, архитектором и строителем которого является сам Бог, мы пришли в евангельское время, и этот город является церковью первородных. Иисус, «явившийся во плоти Бог», является основателем, архитектором и строителем церкви. Иисус «был удостоен большей славы по сравнению с Моисеем, поскольку построивший дом имеет большую честь, чем сам дом. Ибо всякий дом имеет строителя, а строитель всего – Бог» (Евр 3:3-4). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Божью, которую Он приобрёл себе кровью своего Сына» (Деян 20:28). «Мужья, любите жён своих, как и Христос возлюбил церковь и предал себя за неё, чтобы освятить её, очистив омовением в воде посредством слова, чтобы Ему поcтавить пред Собою церковь во cлаве, не имеющей ни пятна, ни порока, ни чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна» (Еф 5:25-27). «На сём камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф 16:18).

3. Когда была создана церковь?

В только что процитированном тексте говорится о построении церкви в будущем. Теперь прочитаем 1Кор 3:9: «Вы – Божья нива. Божье строение».
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф 2:19-22).
Вы «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет 2:5).
В 32 году Иисус сказал: «Я построю церковь Мою», а в 59 и позже апостолы говорили: «вы – Божье строение», «созидайте из себя дом духовный». Значит, церковь была построена в промежутке между этими датами. Несомненно, построение церкви началось ещё до дня Пятидесятницы Иоанном Крестителем, Иисусом и Его апостолами. Тогда многие уверовали и вошли в Царство, образуя тем самым материал для церкви. Но излияние Святого Духа было тем моментом, когда церковь действительно была создана и устроена, как это видно из 1Кор 12:6.11-13.18.24. Церковь является «Его телом, полнота Наполняющего всё во всём» (Еф 1:23). До прихода полноты Христовой, т.е. до дня Пятидесятницы, церкви, собственно, не было. Тогда же она была окончательно создана и соединена в одно тело. Из того факта, что Божья церковь была создана в день Пятидесятницы, следует, что каждое возникшее после этого религиозное общество не является церковью Божьей, но дочью смешения, рождённой не в должное время. Это включает католицизм и все протестантские конфессии.

4. Кто является основанием церкви?

«Посему так говорит Господь Бог: Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверждённый: верующий в него не постыдится» (Ис 28:16).
«Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?» (Пс 17:32).
«Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор 3:11).
«Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф 2:20-21).
Из последнего текста видно, что апостолы были основополагающими камнями. Могут возразить, что мы применили здесь слово «камень» из Мф 16:18, относящееся лишь к Петру, но в таком применении этого текста нет ничего противоречащего Писанию. Апостолы все являются основаниями, и, конечно же, Пётр – одним из них. Здесь Иисус назвал так Петра не потому, что он в чём-то превосходил остальных, но потому, что говорил с ним, и его имя Пётр (камень) вызвало это утверждение. В доказательство тому, что все двенадцать апостолов были основаниями, см. Откр 21:14.
Иисус является всеобъемлющим основополагающим камнем (фундаментом). Апостолы первыми были избраны и вдохновлены, чтобы дать нам Новый Завет, и они являются основополагающими камнями, занимающими связующую позицию между Христом-камнем и остальным строением. Поэтому, лишь Христос – камень. «Никто не может положить другого основания». На одном основании может стоять лишь одно строение. Христос построил Свою церковь на самом себе. Все позднее созданные организации основаны не на Христе и должны исчезнуть.

5. Кто является главой церкви?

«Бог всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою церкви» (Еф 1:22).
«Но чтобы, говоря истину в любви, мы во всём возрастали в Того, который есть Глава, Христос; из Него всё тело, скрепляемое и соединяемое посредством всяких живительных связей, при действии в свою меру отдельно каждой части, осуществляет рост тела к созиданию себя в любви» (Еф 4:15-16).
«Потому что муж еcть глава жены, как и Христос глава церкви, Он Спаситель тела. Но, как церковь подчиняется Христу, так и жёны своим мужьям во всём» (Еф 5:23-24).
«И Он же есть глава тела, церкви: Он, который есть начало, Первородный из мёртвых, чтобы быть Ему во всём первым» (Кол 1:18).
«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим» (Кол 2:18-19).
Глава какой-либо организации является и её законодателем. «Ибо Господь – Судья наш. Господь – Законодатель наш, Господь – Царь наш: Он спасёт нас» (Ис 33:22).
Есть только «один Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить» (Иак 4:12).
Все религиозные организации, которые устанавливают свои собственные законы, правила веры, порядки и системы сотрудничества, потеряли связь с главой — Христом. Их законодательные синоды и всеобщие конференции игнорируют божественного Законодателя, посягают на место Христа и восседают вместо Бога, и не являются церковью Христа, которая подчинена Ему.
Опять же, если имеется лишь одна глава, то может быть и лишь одно тело.

6. Кто является дверью церкви?

Иисус сказал так: «Истинно, истинно говорю вам: Я — дверь овцам… Я – дверь: через Меня еcли кто войдёт, спасён будет, и войдёт и выйдет и пастбище найдёт» (Ин 10:7.9).
«Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрёкся имени Моего» (Откр 3:8).
«Через Него и те и другие имеют доступ к Отцу в одном Духе» (Еф 2:18).
По этим местам Писания мы ясно видим, что Христос является дверью церкви, а спасение – образом входа в неё, и что эта дверь открыта всё время, и никто не может закрыть её. Христос не является дверью какой-либо конфессии, поэтому никакая конфессия не является церковью Божьей. Получение спасения не делает человека членом какой-либо конфессии на земле, следовательно, никакая конфессия не является церковью Божьей. Все конфессии имеют дверь – образ принятия в члены – которая открывается и закрывается людьми, следовательно, они отличаются от церкви Божьей, дверь которой никто не может открыть или закрыть. Поэтому они и не являются Его церковью.

7. Кто принимает членов в церковь?

«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян 2:46-47).
«Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно» (1Кор 12:18).
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор 12:13).
В приведённых местах Писания расположение членов в теле или приложение к церкви приписывается Богу, Христу и Святому Духу, которые, конечно же, одно целое в Триедином Боге.
Но Бог никогда не принимает людей в конфессии, поэтому никакая конфессия не является Его церковью.

8. Кто является членом церкви?

Если, как мы видели, спасение является образом вступления в церковь, то из этого следует, что в церкви нет никого, кто бы не имел спасения. Церковь – это одна семья «на небесах и на земле», получившая своё имя от самого Отца (Еф 3:15). Эта семья – «своя Богу» (Еф 2:19). Из этого следует, что церковь состоит лишь из детей Божьих, рождённых от Духа свыше. Нам сказано также, что «кто грешит, – тот от дьявола», и что «рождённый от Бога не грешит». По этому признаку можно определить, кто – дети Божьи и кто – дьявола (1Ин 3:8-10), а именно: дети дьявола грешат, а дети Божьи – нет. Святой апостол ещё раз подчеркивает этот факт: «Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; но рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин 5:18). В церкви нет грешников. Но все конфессии более или менее наполнены грешниками. Следовательно, никакая конфессия не является церковью Божьей.

9. Кто организовывает церковь?

В Писании нет слова «организовывать». В словаре оно определено так: «наделять членами, приводить в должный порядок».
Церковь Божья наделена органами, приведена в должный порядок, следовательно, она – организованное строение. Но кто же её организатор? Кто наделяет её органами? Ответ: «Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сиё производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор 12:8-11).
«И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор 12:27-28).
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян 20:28).
«Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2Кор 3:5-6).
«Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, чтобы наполнить всё. И Сам Он даровал кого апостолами, кого пророками, кого благовеcтниками, кого пастырями и учителями, для усовершенствования святых к делу служения, на созидание тела Христова, пока мы все не придём к единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой» (Еф 4:10-13).
Этих цитат уже достаточно, чтобы доказать, что Бог сам наделяет Свою церковь всеми её органами, т.е., всеми необходимыми дарами Духа и служителями. Предыдущие цитаты относятся к первому определению слова «организовывать». Но кто же создаёт в ней порядок? «Бог дал меcто членам, каждому их них, в теле, как Он воcхотел… Но Бог так составил тело, что наиболее обделённому члену оказал оcобую честь, чтобы не было разделения в теле, но члены одинаково заботились бы друг о друге» (1Кор 12:18, 24, 25).
Другие места Писания также показывают соразмерность тела Христова под ведением Бога и Святого Духа, но приведённых примеров уже достаточно. Однако, мы хотим упомянуть ещё возложение рук пресвитеров при посвящении в пресвитеры. То, что это относится к организации церкви, мы признаём открыто. Но это никоим образом не является организацией церкви. Бог готовит и избирает в духовный сан, а Его служители возложением рук лишь признают это божественное призвание и подчиняются ему. Этот порядок очевиден из Деян. 13:1-4.
Преемственность власти в духовной иерархии является лишь суеверным заблуждением, делом рук дракона. Только спасённый Богом, крещённый силой и уполномоченный Духом Святым – лишь он имеет установленные Богом духовные полномочия, и это исходит непосредственно с небес, а не через какой-то воображаемый ряд предшественников.
Выборы служителей относятся лишь к формальностям духовного Вавилона, где Бог не творит «всё во всём» через один и тот же Дух, даря каждому по своему усмотрению.
Итак, церковь организована Богом, который каждому члену тела определил своё назначение, как Он сам хотел, и который каждому члену тела даёт дары и призвания по своему усмотрению. Люди могут организовать человеческое соглашение, но никогда – божественное тело Христа, которое есть церковь. Так говорит Господь: «Ибо кто как Я? Пусть он расскажет, возвестит и в порядке представит Мне всё с того времени, как Я устроил народ древний, или пусть возвестит наступающее и будущее» (Ис 44:7).
Это к делу. Бог сам «устроил народ древний» для выполнения различных функций в теле, и кто хочет ныне отнять это исключительное право Всемогущего? «Безумствует всякий человек в своём знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо истукан его есть ложь, и нет в нём духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут. Не такова, как их, доля Иакова, ибо Бог его есть Творец всего, и Израиль есть жезл наследия Его, имя Его – Господь Саваоф» (Иер 51:17-19).
Основатели конфессий заходят в тупик, т.к. в их построениях «нет духа» – они безжизненны. Они называют их «церквами», но эта «ложь» – результат заблуждения. Истинная же церковь Божья – эта первая Церковь, которую Иисус искупил Своей собственной кровью и основал задолго до появления первых вероотступнических конфессий.
Кто строит дом, тот и устраивает его. Но если приходят посторонние, распиливают дом на части и сбрасывают их с основания, то это – дезорганизация и разрушение строения. Поясним это на примере. Допустим, Бог через Своё Слово и Духа спас четыреста душ в одном городе, которых Он хочет собрать вместе и соединить в одно тело. Но вот приходят четверо проповедников, представляющих различные конфессии, и формируют из них свои раскольнические группы; затем каждый из них бесстыдно сообщает своему начальству, что организовал церковь, состоящую из ста членов. На деле такие действия были бы подобны растаскиванию распиленных частей дома, и являлись бы дезорганизацией и расколом церкви. Здесь мы видим, что организация конфессий – дело рук человеческих – есть дезорганизация церкви, которая построена Богом. Поэтому, если церковь организована Богом, то всем так называемым церквам, организованным людьми, недостаёт подлинной печати Бога, и они не являются Его церковью, но небиблейскими раскольническими конфессиями.

10. Сколько церквей у Бога?

Каждое описание Божьей церкви подтверждает её единственность. «И другие овцы [язычники] есть у Меня – не из этого двора [не евреи], и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо [церковь], один Пастырь» (Ин 10:16).
Мы уже увидели, что Христос «есть глава тела – церкви». Если же имеется лишь одна глава, то может быть и лишь одно тело.
«Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же назначение, – так мы, многие составляем одно тело во Христе, а каждый в отдельноcти – члены друг друга» (Рим 12:4-5).
«Ибо, как тело – одно и имеет много членов, все же члены тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы в одном Духе были крещены в одно тело; будь то Иудеи, будь то Еллины, будь то рабы, будь то свободные, и все одним Духом были напоены… Но вот много членов, но тело одно» (1Кор 12:12-13.20).
«Он есть мир наш, сделавший из обоих одно и разрушивший разделявшую их стену, то есть вражду, упразднивший плотью своей закон заповедей, состоявший из предписаний, чтобы из двух создать в Себе одного нового человека, учиняя мир, и обоих в одном теле примирить с Богом крестом, убив на нём вражду» (Еф 2:14-16).
«Одно тело и один дух, как вы и были призваны в единой надежде вашего призвания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех» (Еф 4:4-6).
«И да владычествует в сердцах ваших мир Христов, к которому вы и были призваны в одном теле; и будьте благодарны» (Кол 3:15).
Приведённые места Писания ясно доказывают, что существует только одна истинная церковь, равно как существует только один Бог, один истинный Бог. Так как мы со Христом призваны в одно тело, то призыв примкнуть к какому-либо другому телу (религиозной группе) может исходить лишь от антихриста.
Божья церковь имеет такое же отношение ко Христу, как жена – к своему мужу.
«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в праведности и суде, в благости и милосердии, и обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос 2:19-20).
«Поэтому и вы, братья мои, были преданы смерти для закона через тело Христово, дабы принадлежать вам другому, из мёртвых воскресшему, чтобы принесли мы плод Богу» (Рим 7:4). «Я ревную о вас Божией ревностью. Ибо я обручил вас единому Мужу, чтобы представить Христу чистой девой» (2Кор 11:2). «Имеющий невесту есть жених» (Ин 3:29).
«Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, и Искупитель твой – Святой Израилев; Богом всей земли назовётся Он» (Ис 54:5).
Мысль, что Христос имеет более одной жены (церкви), несовместима с Библией, и является лишь оскорблением Сына Божьего, «от которого получает имя всякое отцовство на небесах и на земле» (Еф 3:15).
«Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф 2:19).
По этим и другим местам Писания мы видим, что церковь является Божьей семьёй. Так же, как человек может иметь лишь одну семью, так и Бог имеет лишь одну церковь. Как ужасно было бы изображение Божьей святости, если допустить, что Он имеет множество жён (церквей) и отдельных соперничающих семей (современных конфессий). Поэтому, всё множество конфессий, ошибочно называемых церквами, не являются церковью Божьей.

11. Но не говорится ли в Библии o более, чем об одной церкви?

Слово «церковь» часто употребляется в Библии во множественном числе, но никогда – в смысле конфессий или отдельных религиозных групп. Если говорится о более, чем одной церкви, то всегда имеется ввиду единая церковь живого Бога в различных местах.
«Итак церковь по всей Иудее, Галилее и Самарии имела мир, назидаясь и ходя в страхе Господнем, и утешением Святого Духа умножались» (Деян 9:31).
Возвратившись в Листру, Иконию и Антиохию, Павел и Варнава в каждой церкви поставили пресвитеров и с постом и молитвой предали их Господу, в которого уверовали (Деян 14:21-23).
Павел «проходил Сирию и Киликию, утверждая [укрепляя] церковь» (Деян 15:41).
Они ради меня «подвергли себя смертельной опасности; их не я один благодарю, но и все церкви из язычников» (Рим 16:4).
«Как я повсюду, в каждой церкви, учу» (1Кор 4:17).
«Так и я предписываю во всех церквах» (1Кор 7:17).
«Поступайте так, как я уcтановил в церквах Галатийских» (1Кор 16:1).
«Приветствуют вас церкви Асийские» (1Кор 16:19).
„…по всем церквам» (2Кор 8:18).
Таким образом мы видим, что когда речь идёт о церквах, то всегда имеется ввиду одна и та же Божья церковь в разных городах или странах. Но мы не находим ни малейшего намёка на наличие более, чем одной церкви в одном и том же городе. Апостол Павел говорит о церквах в разных местах: «Так и я предписываю во всех церквах». Коринфянам: «Поступайте так, как я уcтановил в церквах Галатийских». Ясно одно: если бы эти новозаветные церкви были различными конфессиями, как это имеет место сегодня, то ни один апостол не смог бы давать указания всем им. Епископ методистской церкви не может давать указаний «Объединённым братьям», лютеранам, пресвитерианам или любой другой конфессии, ибо не располагает соответствующей юрисдикцией над таковыми. Тут мы видим, как велика разница между библейскими церквами и конфессиями. Первые – все едины во Христе, последние – независимы и изолированы друг от друга. В одном городе может быть множество конфессий, но Бог на определёном месте имеет лишь одну церковь. Мы читаем: «В Антиохии в местной церкви» (Деян 13:1), «церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1Кор 1:2), «церкви Фессалоникийской» (1Фес 1:1), «пошли семи церквам: в Ефес, Смирну, Пергам, Фиатиры, Сарды, Филадельфию и Лаодикию» (Откр 1:11). Таким образом мы видим, что в одном городе была лишь одна церковь. Семь конфессий сегодня можно насчитать и в небольшом городке, но послания к семи азиатским церквам Иоанну пришлось рассылать в семь городов. Все получившие Божье спасение в каком-либо месте образуют там Его поместную церковь. Отсюда следует, что множество разделённых тел в одном месте является не церковью Божьей, но вавилонским смешением.

12. Учит ли Библия единству всех верующих?

Да. «Отче cвятой! Соблюди их во имя Твоё, которое Ты дал Мне, чтобы они были едины, как Мы. Когда Я был с ними, Я соблюдал их во имя Твоё» (Ин 17:11-12).
«И не о них только молю, но и о верующих в Меня по слову их, чтобы все едино были, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, чтобы и они в Нас были, чтобы веровал мир, что Ты Меня послал. И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им, да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут они совершенны воедино, чтобы знал мир, что Ты Меня послал и возлюбил их, как Меня возлюбил» (Ин 17:20-23).
«Призываю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы все говорили одно и то же, и не было между вами разделений, но чтобы вы прочно были в одном и том же умонаcтроении и в тех же мыслях» (1Кор 1:10).
«Ибо все вы – одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28).
«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» (Флп 1:27).
«Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп 2:2).
«Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 15:5-6).
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4:32).
Смотря на эту картину, как можно не видеть разительного контраста между ней и сегодняшней мрачной картиной конфессионального смешения? Заботятся ли члены различных конфессий так же друг о друге? Заметь, что они не едины ни в мышлении, ни в суждениях; они не едины ни в имени, ни в убеждениях, ни в теле; они не «одно сердце» и не «одна душа», не одного духа и даже не одной веры; они говорят не «одними устами» и не об одном. Они ни в чём не едины – разве только в противодействии библейскому спасению. Как Бог смешал языки строителей Вавилонской башни и они рассеялись, так Он излил свой гнев на папский Рим – мать блудниц, и образовались сотни протестантских осколков, говорящих каждый на диалекте своей веры. Но церковь, сравниваемая с человеческим телом, должна иметь лишь «одни уста», под чем подразумевается полная гармония всего её учения. Если мы допустим, что множество конфессий является церковью, то таковую символизировало бы некое чудовище, имеющее сотни противоречащих друг другу уст. Но, так как тело Христа имеет лишь одни уста, говорящие одно, то совершенно очевидно, что смешение диалектов конфессий не представляет собой Его тела и не является Его церковью.

13. Что является основой единства?

1. «Ибо все вы – одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28).
«Так мы, многие составляем одно тело во Христе» (Рим 12:5).
Как здесь утверждается, существует лишь одно тело во Христе – отсюда неизбежно следует, что множество отдельных конфессий (тел) – не во Христе. Сказано также, что все мы (спасённые) – одно во Христе, значит присоединение не ко Христу, а к чему-либо другому, является грехом разделения.
2. «Отче cвятой! Соблюди их во имя Твоё, которое Ты дал Мне, чтобы они были едины, как Мы. Когда Я был с ними, Я соблюдал их во имя Твоё» (Ин 17:11-12). Здесь «устами Господа» церковь была названа «новым именем», как и было предсказано пророком Исайя (Ис 62:2). Более точный перевод Еф 3:15 с греческого гласит, от Отца «получает имя вся семья на небесах и на земле».
Имя церкви было названо устами Господа, и происходит оно от имени Бога – Отца. Апостолы по молитве Христа сохранили за церковью имя Божье.
«Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян 20:28).
«Церкви Божьей, находящейся в Коринфе» (1Кор 1:2; 2Кор 1:1).
«Не подавайте повода к осуждению ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1Кор 10:32).
«Если же кто думает спорить, то мы такого обычая не имеем, ни церкви Божии» (1Кор 11:16).
«Или церковью Божией пренебрегаете?» (1Кор 11:22).
«Я… гнал церковь Божию» (1Кор 15:9).
«Я жестоко гнал церковь Божию и опустошал её» (Гал 1:13).
«Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе» (1Фес 2:14).
«Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих» (2Феc 1:4).
«Если же кто не знает, как управить собственный дом, как будет он заботиться о Церкви Божией?» (1Тим 3:5).
«Это я тебе пишу, надеясь прийти к тебе вскоре. Если же замедлю, нужно тебе знать, как поступать в доме Божием, который есть церковь Бога живого, cтолп и утверждение истины» (1Тим 3:14-15).
Здесь приведены двенадцать примеров имени «Церковь Божья». Оно соответствует молитве Спасителя и является единственно правильным именем. Но, т.к. тогда существовала лишь одна церковь, то не было необходимости при каждом упоминании приводить её полное имя. Таким образом, для краткости обычно говорится просто о церкви или же о церкви в определённом месте.
Мы слышим крик Вавилона: «Имя церкви не имеет значения!» Но это утверждение ложное. Как явствует из вышеизложенного, по Библии честь быть основателем, архитектором и строителем церкви принадлежит Богу. Приносило бы Богу такую же славу имя, которое не указывало бы однозначно, что Он сам является основателем и властителем церкви? Нам следовало бы также помнить, что ложные имена лишь вносят раздоры и беспорядок в Божью семью. Поэтому Христос и просил Отца: «Соблюди их во имя Твоё, которое Ты дал Мне, чтобы они были едины, как и Мы». Следовательно, все присоединяющиеся к какому-либо другому имени повинны во грехе разделения.
3. «Я дал им слово Твоё». Эти слова Христос сказал в своей молитве о нашем полном единстве. Навязывание кому-либо другого убеждения или присоединение к таковому вызывает или способствует разногласиям и является согрешением против Христа и Его тела – церкви.
Многие утверждают, что организованные разделения необходимы для обращения мира. Но Иисус молился, чтобы все Его ученики были едины, как едины Он с Отцом, чтобы и мир мог уверовать. О вы, приверженцы конфессий, так говорит Бог: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (Ис 55:8).

14. Что является узами единства?

Ответ – любовь. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3:14).
«Дабы утешились сердца их, соединённые в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол 2:2).
«Кто нас отлучит от любви Христовой: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Как написано: За Тебя умерщвляют нас целый день, сочли нас за овец, обречённых на заклание. Но во всём этом мы торжествуем победу чрез Возлюбившего нас. Ибо я убеждён, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни настоящее, ни будущее, ни cилы, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не cможет нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8:35-39).

15. Какой опыт совершенcтвует наc в единстве?

Ответ – полное освящение, или совершенство.
Молясь об единстве своих учеников, Христос просил Отца освятить их и всех тех, кто поверит в Него по их словам, что включает и нас. «И славу, которую Ты даровал Мне, Я даровал им, да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут они совершенны воедино, чтобы знал мир, что Ты Меня послал и возлюбил их, как Меня возлюбил» (Ин 17:22-23). Освящение, совершенство и слава Христа говорят об одном, и именно они делают детей Божиих едиными. «Ибо и Освящающий, и освящаемые, все – от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями» (Евр 2:11).
«И Сам Он даровал кого апостолами, кого пророками, кого благовеcтниками, кого пастырями и учителями, для усовершенствования святых к делу служения, на созидание тела Христова, пока мы все не придём к единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой» (Еф 4:11-13).
«Зная, что не тленным серебром или золотом вы были искуплены от суетной вашей жизни, унаследованной от отцов, но драгоценной кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет 1:18-19).
Божье спасение, которое готовит нас для небес, соединяет нас уже на земле. А религия разделений и расколов обманывает души. Основной задачей Божьих служителей является «усовершенствование святых». Совершенство в любви и святости приводит и к единству веры, однажды данной всем святым. Кровь Христа не только очищает нас от всякого греха и беззакония, но и отметает всякие лжеучения. Утешитель (Святой Дух) наставляет нас на всякую истину, что включает также устранение всяких заблуждений.
Верно, что освобождение от заблуждений происходит не так быстро и мгновенно, как освобождение от греха. Но чистые сердцем имеют братское общение, даже если ещё не исчезли все их прежние заблуждения. Поэтому, единственной действительной причиной всех разделений и расколов является грех. А выступления против конфессий и расколов со стороны тех, которые сами ещё не освящены, а хотят и людей ввести в прекрасный рай святой жизни на земле, есть ничто иное, как насмешка одной конфессии над другой; так дьявол обратил в бегство сыновей Скевы (Деян 19:13-16). Все попытки создания единства не на основе Божьей святости подобны трамбованию кривых кусков холодного железа для их соединения: чем больше ударов, тем больше изгибов и различий. Но если поместить их в раскалённую добела печь, то они потеряют свои холодные, жёсткие и искривлённые формы и сольются в одну массу. Таким путём и Бог соединяет своих детей через огонь Святого Духа. Все попытки по созданию платформ для объединения или союза – это бесполезная трата времени. Каждая такая попытка всегда ещё заканчивалась созданием нового тельца разделения – объекта поклонения и раздора людей. Свобода от греха соединяет посредством любви. Но все созданные людьми объединения являются лишь вязанками, приготовленными для сжигания. Библейское спасение – это всё, что требуется для единства. За получением спасения, как результат или плод Духа, всегда следует единство сердец и душ, гармония богослужения и жизни. Если «все мы в одном Духе крестились в одно тело… и все напоены одним Духом» (1Кор 12:13) во всей Его полноте, то нам будет легко «поклоняться Богу в духе и истине»; т.к. мы познали истину, и истина сделала нас свободными (Ин 8:32). На уровне библейской святости никакие внешние формальности не нарушают общение, потому что святые «судят справедливо, а не поверхностно».
«Если же ходим во свете подобно, как Сам Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин 1:7). Это общение – в Духе (Флп 2:1), и оно царит там, где чисты сердца. Общение – это осознанное слияние сердец, наполненных одним и тем же Святым Духом. Кто-то может иметь больше познаний в истине, чем другой, но это не препятствует их общению. Обязанностью же «познавших всю истину» является наставление в кротости тех, кто ещё не имеет этих познаний. Незнание некоторых истин не препятствует общению, противодействие же истине – препятствует, потому что при этом утрачивается спасение. Мы должны не одобрять заблуждения людей, но оказывать любовь спасённым и иметь общение с ними до тех пор, пока не убедимся, что они своенравно настаивают на своих лжеучениях или же каким-либо образом утратили своё спасение. В таких случаях общение прекращается, но любовь и доброжелательность продолжают преданно прилагать усилия для их спасения. Прекращать же общение лишь из-за какого-либо относящегося к учению заблуждения было бы фанатизмом. Соглашаться с противоречиями или уравнивать истину с заблуждениями есть вавилонское смешение. Знать истину – наша привилегия, учить истине – наша обязанность, но иметь общение с чистыми и честными сердцами – это естественное и непринуждённое дело. Возникновение и существование конфессий являются результатом плотских похотей; лишь полная святость, и ничто иное, уничтожает эти похоти, а значит и конфессии с причинами их появления. Пламя Божьей любви спасает души, приводит к единству всех покорённых ею сердец, ведёт их к полному и постоянному послушанию всей истине, и изгоняет всех тех, кто отказывается пройти через очистительный огонь Святого Духа, чтобы достичь уровня святого общения.

16. Что такое секта?

(Англ. слово „sect» не имеет точного русского эквивалента. Поэтому в других главах данной брошюры это слово переведено не как «секта», но как «конфессия», т.к. этот перевод более правильно выражает значение слова „sect“ в связи с данной темой. – Прим. ред.)
В одном небольшом трактате «Секты» основателя свободно-методистской конфессии, подписанном «его преподобие Р.», даётся следующее определение слову «секта»:
«Слово секта происходит от латинского слова «sekare» – отсечь или отделить. Слово «sektion» имеет тот же корень. Следовательно, секция – это часть, отсечённая или отделённая от тела, частью которого она была. Христианская секта представляет собой часть всего христианского тела, которая была отделена от него вследствие каких-либо особых учений или принципов, которые особенно или исключительно были выделены. Мы думаем, что это достаточно хорошее определение слова «секта», обычно используемое теми, кто знает смысл употребляемых слов».
Мы тоже признаём, что это очень верное определение и разъяснение слова «секта». Но как может человек со здравым смыслом дать такое верное определение слову «секта», как отделённой или отсечённой части тела Христова, и тут же оправдывать разделение этого единого тела, резервируя для себя возможность создания новой конфессии? Таинство зла? Это свидетельствует о том, что еретик (приверженец конфессий) превратен и грешен. Оправдание и одобрение такого разделения единого тела Христа – это грех против Бога и крайнее пренебрежение Его Словом.

17. Что говорится о конфессиях в Библии?

«Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?» (Авв 1:15-17).
«Чтобы не было разделения в теле, но члены одинаково заботились бы друг о друге» (1Кор 12:25). Конфессии и разделения – это одно и то же.
«Призываю же вас, братья, cледить за производящими разделения и cоблазны, вопреки учению, которому вы научилиcь, и уклоняйтесь от них. Ибо таковые Господу нашему Христу не служат, но своему чреву, и речами cладкими и cкладными обольщают сердца простодушных» (Рим 16:17-18).
«От человека узкого толка [еретика], после одного вразумления и второго, уcтраняйся, зная, что такой человек cбилcя c пути и грешит, неся осуждение в себе самом» (Тит 3:10-11).
«Были и лжепророки в народе, так и среди вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси и, отвергая искупившего их Владыку, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их распутству, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания они льстивыми [обманчивыми] словами будут наживаться на вас; они уже давно осуждены, и погибель их не дремлет» (2Пет 2:1-3).
«Ибо, во-первых, когда вы собираетесь как церковь, я cлышу, что еcть между вами разделения, и отчасти этому верю. Ибо должна быть между вами и разноcть мнений, чтобы иcпытанные обнаружилиcь между вами» (1Кор 11:18-19). Здесь мы видим, что под разными мнениями подразумевается то же, что и под разделениями. Апостол Павел называет коринфян «плотскими», так как они были склонны к разделениям, когда один говорил: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов» (1Кор 3:4). В послании к Галатам 5:19-21 апостол относит ереси (т.е. разделения) к той же категории, что и убийства и все прочие «дела плоти», и предупреждает, что те, кто этим занимается, «не наследуют Царства Божьего».
Да поможет Бог каждому познать истину, избежать ересей, т.е. разделений на конфессии, и стать совершенным во Христе. Так как конфессии отвергаются Словом Божьим, то они и не могут быть Его церковью.

18. Можем ли мы исполнять Божьи заповеди вне конфессий?

Новый Завет ясно показывает, что Христос установил определенные заповеди или обряды, а именно: крещение (окунанием), омовение ног святых и вечерю Господню. Но для их исполнения у наc нет необходимоcти присоединяться к какой-либо конфессии. Эти заповеди – не собственность какой-либо конфессии на земле, но установлены для тела Христова, исключительно для соблюдения его членами. Приверженцы конфессий, не различающие тела Христова, не правомочны исполнять эти заповеди (1Кор 11:27-29).

19. Можем ли мы собираться на богослужения вне конфессий?

Действительно ли Божьи дети могут собираться на богослужения лишь под именем какой-либо конфессии или другим, отличным от заповеданного нам Христом? Слава Богу, нет! Мы не находим затруднений при проведении собраний вне и без всяких конфессий. Насколько всё же слепы приверженцы конфессий, полагая, что святые люди не могут собираться на богослужения и наслаждаться благодатью, не присоединившись к какой-либо земной религиозной организации, будто бы вся благодать – в конфессиях, а не во Христе.

20. Видима ли церковь без устройства по типу конфессий?

Другое мнение в пользу конфессионального идолопоклонства – что церковь невидима, если не организована по образцу конфессий. Это еще один предрассудок, исходящий из тёмного прошлого. Святой Дух, организующий церковь, на самом деле невидим, но Его действия – видимы. Как невидимый ветер – символ Духа – творит видимые действия, так и Божья церковь является явным действием Его духовной силы. Она состоит из спасённых людей и является городом на холме, свет которого не может быть скрыт; она «грозна, как полки со знамёнами» (Песн 6:4). Она всегда была видима, и потому не нуждается ни в каком основателе конфессий, чтобы стать таковой. Апостол Павел конечно же обращался не к бесплотным духам в Коринфе, когда говорил: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор 12:27). Церкви принадлежит не только скрытая человеческая душа: «Разве вы не знаете, что тела ваши – члены Христовы?» (1Кор 6:15). Нет, наши физические тела не становятся невидимыми, когда Бог устрояет нас в теле Христа, и не остаются таковыми до тех пор, пока не придёт строитель – приверженец конфессий – и не сделает их видимыми. И видимы не только члены истинной церкви, но и само её устройство. Каждое дарование и каждая обязанность в церкви видимо совершается всеми её членами и проявляется во всех её членах, а именно — действиями невидимого Бога, «который над всеми, и через всех, и во всех», и «производит всё во всех».

21. Должны ли мы, выходя из конфессий, создавать новую конфессию?

Это заключительный вопрос, и мы весьма благодарны Богу, что можем ответить на него решительным НЕТ. Да избавит нас Бог от появления на свет ещё одной блудницы, «зачатой в беззаконии и родившейся во грехе». Если бы это было так, тогда грех разделения был бы неизбежен. Но голос с небес говорит: «Выйди из неё, народ мой» (Откр 18:4). Таким образом, существует выход, который «зовётся путём святым».
Как только какой-либо грешник кается, обращается к Богу и возрождается в Духе, он становится членом Божьей церкви, но никак не членом какой-либо конфессии. Так как в Библии нет заповеди о присоединении к какой-либо конфессии, то он может следовать всему Слову Божьему и сохранять своё спасение, не примыкая ни к какой конфессии. И так может поступать каждый святой Божий на земле. Но если под влиянием лжеучений некоторые ученики Христа примкнут к какой-либо конфессии, но позже обнаружат обман, – разве не могут они отречься от конфессии и выйти из неё, как им повелевает Слово Божье, и пребывать лишь в церкви, являющейся телом Христа, где они и находились прежде? Отрицать этот факт было бы просто упрямством и лицемерием. Если бы люди вышли из конфессий, объединились (сами) и создали свои собственные правила веры, то тем самым они стали бы лишь другой конфессией. Но «церковь живого Бога» создаётся не таким путём, но является результатом того, что люди находят спасение в Иисусе и, таким образом, объединяются Господом в «совершенное единство». Вопрос не в том, какая система наиболее практична для всех христиан, как основа при объединении, но в том, на каком основании они в действительности стоят, и на каком – должны стоять? Лишь пребывая во Христе, Его теле – церкви, мы стоим на основании, на котором стоят все христиане на небесах и на земле, но ни один член какой-либо конфессии или отдельной группы не cтоит на этом оcновании. Если бы Божье Слово говорило: «Мы все едины в методистском теле» или в какой-либо другой религиозной организации, тогда, к примеру, методисты стояли бы на определённом Богом основании и каждое другое наименование и объединение подлежало бы осуждению за грех разделения. Но, так как Слово Божье велит нам пребывать лишь во Христе и говорит нам, что все мы – «одно во Христе Иисусе» и «мы многие составляем одно тело во Христе», в котором остаёмся и в котором должны пребывать все христиане, и в котором нет грешников, то мы едины со всеми святыми, отделены от всех грешников и стоим перед Богом, свободные от большого греха разделения.
Если же каждый интеллигентный читатель Библии знает, что протестантские конфессии и католицизм не являются Божьей церковью, что, несмотря на запрет Библии, каждая конфессия впрягает в одно ярмо святых и грешников; если даже самые приверженные церквей признают, что церкви (конфессии) никого не спасут; если только один Иисус может спасти нас и сохранить, и мы «совершенны в Нём», кто тогда не покинет конфессию и не пребудет лишь во Христе и Его теле – церкви? Если на небесах не будет конфессий, зачем примыкать к ним здесь на земле? Зачем оскорблять мудрость Христа утверждением, что церковь, которую Он сам основал, непрактична, и что в это последнее время основана лучшая, которую предпочитаешь ты? Во имя Иисуса Христа, Слово которого нас будет скоро судить, мы увещеваем всех людей бежать от всякого греха и всякого грешника, от всех конфессий и религиозных объединений, и найти убежище в Иисусе Христе и Его собственной церкви, которая есть «опора и основание истины».

Leave a Comment