Должны ли мы грешить?

Беcеды брата Свет c братом Туман

Беседа первая

Брат Свет: Доброе утро. брат Т.. Рад тебя видеть. Заходи. Я давно желал поговорить с тобой о великом спасении, которое я обрёл в Иисусе.

Брат Туман: Я немного тороплюсь, брат С., кроме того, я не уверен, что с тобой можно говорить после того, как вы стали считать себя такими благими.

Брат С.: Почему же, брат Т.? Я не вижу оснований для твоих опасений. Я уверен, что Господь сделал нас безобиднее голубя. Но я помню, что раньше у меня были примерно такие же чувства. Садись, пожалуйста.

Брат Т.: Ну что ж, по правде сказать, я уже давно хотел поговорить с тобой. Мне рассказывали, что вы — народ освящённый, утверждаете, что являетесь свободными от греха, но я не могу этому поверить, т.к. апостол Павел признавал, что имел живущий в нём грех, и я не думаю, что мы можем быть лучше него.

Брат С.: Да, брат Т., я допускаю, что в седьмой главе послания к Римлянам апостол Павел пишет так, как будто имел живущий в нём грех. Но давай почитаем внимательно Библию и посмотрим, что же он имел ввиду. Чтобы лучше понять его, начнём с шестой главы: „Что же скажем? Оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.“ Здесь ты видишь, что вопрос сформулирован точно и дан ясный ответ на него. Мы „никак не можем оставаться во грехе“ – это, несомненно, означает, что мы можем и должны прекратить грешить. Чтобы ещё более увеличить значимость своих слов, апостол ставит другой вопрос: „Мы умерли для греха: как же нам жить в нём?“ Мы не можем грешить и одновременно быть спасёнными, как не может человек продолжать свою работу, будучи мёртвым на кладбище. Прочитаем также стихи 6-8: „Знаю то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший свободен от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.“

Здесь он учит, что „ветхий человек,“ который есть „тело греховное“ – распят, упразднён, и что умерший для греха свободен от греха и добавляет: „если мы умерли со Христом“ и т.д. Как видишь, мы, живущие люди, умерли для греха и свободны от него. В 10 и 11 стихах он увещевает римских братьев, равно и нас, умереть для греха и жить для Бога, как Сам Христос.

Обрати внимание на стихи 15 и 18: „Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.“ „Освободившись же от греха, мы стали рабами праведности.“ А также стих 22 – „Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная“.

Эти места Писания объявляют нас свободными от греха и умершими для него. И в других стихах этой главы апостол Павел говорит, что мы не должны больше жить во грехе, и что „нам не быть уже рабами греху“. В 12 стихе он также наставляет: „Итак да не царствует грех в смертном вашем теле,“ а в 14 стихе говорит: „Грех не должен над вами господствовать.“ Всё это, несомненно, учит противоположному той идее, что мы всю свою жизнь должны грешить.

Брат Т.: Да, кажется, всё это так, но не вынуждают ли нас его слова в седьмой главе, с 14 по 25 стих, сделать прямо противоположное заключение? Прочитай же их, пожалуйста. Они наверняка не выглядят так, будто Павел утверждает, что свободен от греха – как ты думаешь?

Брат С.: Если мы нарушим взаимосвязь этих стихов с контекстом и со всем остальным учением апостола, тогда это будет выглядеть иначе; но если мы возьмём всю главу, то легко увидим, что Павел описывет не свои переживания христианина во время написания главы, но относит их ко времени, когда был ещё под законом, показывая этим сущность служения закону и сравнивая его со служением Евангелию.

Он начинает главу с „разве вы не знаете, братия – ибо говорю знающим закон?“ В 1-12 стихах он говорит о законе — его сущности, целях и эффективности – и о том, что был сочтён или связан с ним до тех пор, пока не пришёл Христос – тогда он умер для закона и сочетался со Христом. В Гал 3:24 он говорит, что закон был его „детоводителем ко Христу“. В стихах 14-23 он описывает свои переживания под законом.

Теперь мы знаем, что апостол описывает здесь не свои переживания под Евангелием, ибо это, безусловно, противоречило бы фактам его жизни. Неверно, что всё то добро, что он хотел сделать, он не делал, а то зло, что не хотел делать, – делал. Не странствовал ли он повсюду, постоянно делая добро? Не была ли его жизнь чиста, свята и свободна от злых деяний? Нет, он не странствовал повсюду, желая делать добро, но навлекая вместо этого позор на своё исповедание и на имя Христа своими греховными делами. Если бы это было так, он бы никогда не смог сказать: „Будьте подражателями мне, как я Христу“ (1Кор 11:1), или „подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас“ (Флп 3:17). Его святая жизнь очевидна. Он сам говорит: „Ибо для меня жизнь – Христос“ (Флп 1:21). Его жизнь не была запятнана плотью, но была в моральном отношении жизнью Христа.

Обрати внимание на 20 стих: „Уже не я делаю то, но живущий во мне грех.“ То, что это были не переживания апостола во время написания поcлания, безусловно доказывают его слова в предыдущей главе. Несомненно, никакой последовательно думающий проповедник, а тем более вдохновлённый апостол, не будет защищать свободу от греха и убеждать других достичь её, и в то же время признаваться в живущем в нём грехе.

Но слушай далее: „Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня“ (Гал 2:19-20). Не фарисейское „Я“, и не ветхий человек греха жили в нём – все они были распяты и упразднены – но, как свидетельствует он сам, лишь Христос жил в нём.

Два закона, описанные пребывающими в одной личности, означают две противоположные моральные силы. Один из них – закон праведности, другой — „закон греха“. Похожее двойственное состояние упоминается в послании к Галатам: „Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся“ (Гал 5:17). Апостол говорит, что те, которые Христовы (т.е. полностью посвящены Ему), распяли плоть, или „тело греха“, со страстями и похотями (Гал 5:24).

„Тело смерти“ (Рим 7:24), причина всех бед, идентично „телу греховному“ (6:6), которое, как говорит Павел, „распято“ и „упразднено“. Следовательно, обращённые римляне „умерли для греха,“ в доказательство своего спасения, и апостол увещевает их „почитать себя мёртвыми для греха“ (6:11) и не позволять греху царствовать в их смертных телах (6:12). Он наверняка не стал бы убеждать их быть свободными от греха и от всего „греховного тела“, если бы сам имел живущий в нём грех. Когда он воскликнул: „Кто избавит меня от сего тела смерти?“ он тут же ответил: „Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим.“ С тех пор, как нам дано избавление, нет оправдания нашему обладанию „греховным телом,“ тем более невозможно доказать, что апостол Павел не был свободен он него.

Переходя от седьмой главы к восьмой, мы видим, что Павел уже не рассказывает о своих переживаниях под законом, но говорит о своей свободе через Иисуса Христа. Он опять занимает место свидетеля и говорит о своих нынешних переживаниях. В 1 и 2 стихах он говорит: „Итак нет НЫНЕ никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.“

Быть свободным от „закона греха и смерти“ значит быть свободным от „иного закона“ живущего в человеке греха, который описан в предыдущей главе. Это решает вопрос. Апостол объявляет себя свободным от состояния, описанного в седьмой главе послания к римской церкви.

Теперь ясно, что в седьмой главе Павел описывает свои переживания во времена, когда старался служить закону. Он любил закон и ревновал по нему, но не имел силы или благодати, чтобы выполнить его требования. Он говорит о „законе своего ума“, который являлся его внутренним желанием делать добро, и продолжает, что умом он любил и соглашался с законом, однако, когда хотел делать добро, то присутствовало и зло, и тогда в его членах побеждал закон греха и он впадал в грех.

В этой главе апостол показывает, что закон стоит ниже Евангелия и что, пока закон был хорош, он лишь осуждал грех, но не имел силы для освобождения от греха. Но в 3 стихе следующей главы мы читаем: „Как закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти“; и в послании к Евреям: „Ибо закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда“ (Евр 7:19).

На что бы ни ссылался Павел в этом описании в части своего состояния – оно определённо относится к его прошлому, как и в первом послании к Тимофею: „Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый“ (1Тим 1:15). Здесь Павел говорит о себе, как о первом из грешников, что можно понять только как ссылку на того, кем он когда-то был, хотя он и пишет в настоящем времени, как и в Рим 7.

Брат Т.: Ну хорошо, брат Свет, я должен признать, что на эту тему ты привёл больше мест Писания, чем я думал, и, мне кажется, твои взгляды в этом вопросе верны. Но не говорит ли апостол Павел где-либо, что „нет делающего добро“, „нет праведного ни одного“?

Брат С.: Да, в третьей главе послания к Римлянам, с 9 по 18 стих он описывает картину ещё более мрачную, чем та, которую мы только что рассмотрели. Я прочитаю её тебе: „Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько; ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их.“

Брат Т.: Достаточно, достаточно! Да, брат Свет, эта картина в самом деле плоха. Но как объяснишь ты эти высказывания, если, как ты говоришь, человек может быть свободным от греха?

Брат С.: Это довольно легко сделать. Ты видишь, что в 10 стихе Павел говорит: „Как написано: Нет праведного ни одного.“ Значит это где-то написано и он просто цитирует слова из Ветхого Завета. Чтобы понять, о чём речь, обратимся к месту, откуда он цитирует. Вот оно. Я прочитаю его:

„Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твоё. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его“ (Пс 5:9-13).

Я прочитаю также Пс 13:1-4: „Сказал безумец в сердце своем: нет Бога. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного. Неужели не вразумятся все делающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?“

В этих Псалмах мы находим те самые высказывания, что апостол цитирует в третьей главе послания к Римлянам. И мы видим, что они относятся лишь к нечестивым, не ищущим Бога, но безрассудно говорящим в сердце своём: „Нет Бога.“ Но в обоих местах мы находим отзывы и о другой группе людей, которые „уповают на Господа“, „любят Его имя“ и которые названы „праведниками“ и „Моим народом.“

Из этого ясно, что когда говорится: „нет делающего добро, нет ни одного“, „нет праведного ни одного“, „никто не ищет Бога“ и т.д., то имеется ввиду общая масса невозрождённых грешников. Праведники представлены же совершенно другой группой людей.

Брат Т.: В самом деле, брат С, раньше я не понимал этого места. Теперь я понял, что когда в Новом Завете цитируется место из Ветхого, следует обратиться к первоисточнику, дабы правильно понять,– о чём речь.

Но что нам делать со словами Иисуса: „Никто не благ, как только один Бог“? Не значит ли это, что все грешат, и что никто не чист и не свят в этой жизни?

Брат С.: Это стих станет также ясным, если мы прочитаем его в взаимосвязи с другими. Я открою это место и прочитаю его. Вот оно: „И вот, некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему. Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит ему: Какие? Иисус же. сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не джесвидельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего ещё недостаёт мне? Иисус сказал ему: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошёл с печалью, потому что у него было большое имение“ (Мф 19:16-22).

Ты видишь, этот юноша был законником, человеком, который считал, что собственными делами может стать благим; следовательно, он не просил Иисуса спасти его душу, но хотел лишь узнать, что ему самому нужно сделать хорошего, чтобы войти в жизнь вечную. Иисус, желая убедить его в том, что он находится на ложном пути для получения спасения, сказал ему, что никто не благ — ни сам по себе, ни сам от себя – как только один Бог. Всякая благость, которую имеют творения Божии – от Него, т.к. Он источник всей благости. Это верно, что никто не благ, как только один Бог. Поэтому, если бы праведники лишились Бога в своих сердцах, то в них не осталось бы ничего благого. Но, как сказал Бог. „Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом“ (2Кор 6:16).

Да, „если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего“ (1Ин 4:12-13). Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит: „Верою вселиться Христу в сердца ваши“ и „дабы вам исполниться всею полнотою Божиею“ (Еф 3:17.19). Никто не благ, как только Бог – но мы, будучи исполнены всей полнотой Божией, должны быть благими, и даже „полны благости“, как мы читаем в Рим.15:14. И Давид называл Бога своей благостью (милостью) (Пс 143:2). После того, как Христос сказал юноше, чтобы тот соблюдал заповеди, и тот ответил, что всё это сохранил от юности своей и добавил: „Чего ещё недостаёт мне?“, Иисус ответил: „Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.“

Как видишь, Иисус сказал юноше, как стать более благим и даже совершенным человеком. Имея же ввиду, что люди считают себя благими от своих собственных дел, Он сказал: „Никто не благ, как только Бог.“ Но говоря о результатах самоотречения и следования за Ним, Он учил, что через Его благодать можно стать даже совершенным, а мы все знаем, что совершенство намного выше благости.

Более того, Новый Завет часто признаёт человека благим. (Прим. ред.: В Мф 19:17 и нижеприведённых местах слова „благой“ и „добрый“ переведены о одного и того же греческого слова „agathos“). О Иосифе сказано, что он был „человек добрый и правдивый“ (Лк 23:50). О Варнаве написано, что „он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры“ (Деян 11:24). Иисус сказал: „Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его“ (Лк 6:45). А Павел пишет Титу, что епископ должен быть „страннолюбив (гостеприимен), любящий добро“ (Тит 1:8).

Этих мест достаточно, чтобы показать, что Иисус и Его апостолы учили, что люди уже в этой жизни благи, но не через собственные безбожные дела, а принятием сокровища, т.е. Бога, в свои сердца, „через веру и Святого Духа“.

Брат Т.: Теперь я ясно вижу, что если мы будем учить, что Божией благодатью никто не может стать благим человеком, то будем противоречить даже тому, что Иисус сказал юноше – что можно быть совершенным – а также многим другим утверждениям Нового Завета. И я считаю твоё объяснение этого вопроса верным. Но не является ли противоречием то, что, после сказанного Иисусом: „Никто не благ, как только один Бог“, Писание признаёт людей благими (добрыми) в других местах?

Брат С.: Если принять во внимание все факты, то всё станет достаточно ясно. В первом примере Спаситель разносит в пух и прах уверенность человека в своей собственной праведности; в то же время в других примерах признаётся и превозносится благодать Божия, очищающая наши сердца от всякого зла и наполняющая их добром.

Брат Т.: Хорошо, брат С., мне теперь всё ясно, и я рад, что Писание так дивно гармонично, когда мы понимаем его. Но мне кажется, где-то я читал, что только Бог свят. Ты знаешь, что это значит?

Брат С.: Это в Откр 15:4, где сказано: „Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят.“ Это может быть понято точно также, как и предыдущий текст. Бог один свят в том смысле, что не зависит ни от кого. Мы имеем „участие в святости Его“ (Евр 12:10), что делает нас тоже святыми. Он говорит нам: „Будьте святы, потому что я свят“ (1Пет 1:16).

Брат Т.: Да, это должно означать нечто подобное, иначе противоречило бы многим местам Ветхого и Нового Заветов, которые учат, что люди были и должны быть святыми в этой жизни. Но теперь мне интересно, как ты объяснишь этот текст: „Если кто говорит, что живёт без греха, – тот обманщик, и истины нет в нём.“

Брат С.: Брат Т., ты меня извини, пожалуйста, но при таком цитировании я не могу скрыть улыбки. Можешь ли ты мне сказать, где найти этот текст?

Брат Т.: Ну, сейчас я не могу вспомнить, где именно.

Брат С.: Ты уверен, что он вообще находится в Библии?

Брат Т.: О, конечно; я знаю, что он там. Я, несомненно, читал его в моей Библии более, чем один раз. В самом деле, я с раннего детства хорошо знаком с этими словами. Да и в прошлое воскресенье я слышал, как наш проповедник цитировал их в своей проповеди, а он, как ты знаешь, очень образованный человек. Потом, я вспоминаю, что слышал эти слова от наших руководящих пресвитеров, по меньшей мере, сто раз. Поэтому я уверен, что всё верно.

Брат С.: Ну хорошо, брат Т.– Я тоже часто слышал эти слова, цитированные будто бы из Святого Писания, и я в самом деле думал, что они написаны в Библии. Но я выяснил, что сильно заблуждался.

Брат Т.: Вот как! Не хочешь ли ты этим сказать, что их вообще нет в Библии?

Брат С.: Да, именно это я и хотел сказать, брат Т.

Брат Т.: Хорошо, сейчас у меня нет времени для отыскания этих слов, но я найду их и покажу тебе. Мне сейчас надо домой, а потом я схожу к нашему проповеднику. У него большая библиотека и полная симфония, и я уверен, что мы их быстро найдём.

Брат С.: Всё в порядке, брат Т. Но позволь мне записать эти слова, пока ты ещё здесь. Я полагаю, ты цитировал их так: „Если кто говорит, что живёт без греха, – тот обманщик, и истины нет в нём.“

Брат Т.: Думаю, что они читаются именно так. Однако подожди, дай мне немного подумать. Мне кажется, что я слышал их и в такой формулировке: „Кто бы ни говорил, что живёт без греха, – тот обманщик, и истины нет в нём.“

Брат С.: Хорошо, я запишу обе формулировки, и, говорю тебе, что ни ту, ни другую ты не найдёшь во всей Библии (Прим. ред.: В Иак 3:2 два раза встречающееся слово „согрешать“ переведено с греческого „ptaio“, что на самом деле переводится как „спотыкаться“. Доказательством этому служат известнейшие переводы Библии, как: немецкий перевод М.Лютера, английский перевод К. Джеймса; а также русский перевод с греческого подлинника и многие другие.). Но ты ищи, пока не убедишься в этом, а я зайду к тебе через несколько дней.

Брат Т.: Всё в порядке, будет сделано. До свидания.

Брат С.: Да благословит тебя Бог, брат Т– Не забудь попросить Бога о мудрости свыше. До свидания.

Беседа вторая

Брат С.: Доброе утро, брат Т., как дела?

Брат Т.: Да ничего, как всегда. А у тебя?

Брат С.: Слава Господу, могу сказать, что здоров и спасён. Я пришёл узнать про твои успехи в поисках того местoписания.

Брат Т.: Что ж, надо признать, что я не нашёл точно то, что искал; но этот текст звучит очень похоже: „Если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас“ (1Ин 1:8).

Брат С.: Между этим и твоим предполагаемым текстом очень большая разница. Обрати внимание на то, что Иоанн не говорит: „Если кто говорит, что живёт без греха, – тот обманщик“, но; „Если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя“ и т.д..

Особой целью этого Послания является то, „чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом“ (1:3). „И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна“ (1:4). „Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали“ (24). Мы видим, что апостол Павел намеревался научить их славной полноте радости, которой наслаждался сам, дабы они имели общение с ним. И одной из целей этой высшей благодати было, чтобы „каждым умел соблюдать свой сосуд в святости и чести“ и „не согрешал“. Несомненно, „возлюбленный апостол“ не стал бы писать письма с целью развития молодых учеников до безгрешного состояния, и в то же время утверждать, что никто никогда этого не достигнет. Он говорит: „Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха“ (1:7). В 9 стихе он также говорит: „Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды.“

Смысл сказанного совершенно ясен: 7 и 9 стих определённо учат, что Кровь Иисуса Христа „очищает нас от всякого греха“ и от „всякой неправды“, но только, если признаем нашу нужду в Нём; в то же время 8 стих оберегает нас от высказывания, что „не имеем греха“ до этого всеочищающего акта благодати.

Стих 10 опровергает другое ложное утверждение – будто бы некоторые никогда не согрешали. Такое предположение делает Бога лжецом, так как Его Слово и факты говорят о том, что „все согрешили“.

Брат Т.: В самом деле! Я теперь убеждён, что Иоанн в 8 стихе не имел ввиду, что никто не может быть свободным от греха, т.к. в предыдущих и последующих стихах говорит, что Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха и от всякой неправды.

Брат С.: Ты сделал правильный вывод; но почитаем, что он пишет дальше. В 6 стихе второй главы он говорит. „Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал.“

Во 2 и 3 стихах третьей главы он говорит „Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидем Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист.“

Несомненно, вдохновлённый апостол был далёк от утверждения, что все мы после обращения должны быть грешниками в этой жизни, если повелевает нам поступать так, как поступал Христос, и говорит, что когда Он придёт, мы будем подобны Ему и должны быть чисты, как чист Он. Но Иоанн не останавливается на этом.

„И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха. Всякий, пребывающий в Нём, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от диавода, потому что сначала диавод согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так“ (3:5-10). Это звучит совсем не так, как лживое утверждение: „Если кто говорит, что живёт без греха, – тот обманщик,“ не правда ли, брат Т.?

Брат Т.: Да, надо сказать, что это доказывает противоположное.

Брат С.: Это действительно сильные выражения, но это дорогое Слово Божие. Божий человек праведен также, как праведен Он, Который явился для того, чтобы изгладить грехи наши, и нет в Нём никакого греха. Иоанн говорит нам, что „всякий, пребывающий в Нём, не согрешает“ и что „всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.“ Это страшный факт, если вспомнить, что Господь придёт „в пламенеющем огне, совершая отмщение не познавшим Бога“ (2Фес 1:7-9). Несомненно, что здесь имеются ввиду все согрешающие.

И в этом очень ценном Послании нам сказано: „Дети Божий и дети диавола узнаются так“, т.е. по тому факту, что первая группа не согрешает, а остальные – согрешают. Апостол абсолютно уверен, что не заблужается в этом вопросе, ибо особо подчёркивает: „Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит“ (1Ин 5:18). Он говорит также в четвёртой главе: „Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сём, как Он“ (4:17). Если мы не подобны Иисусу в любви, чистоте и безгрешности, то не будем иметь дерзновения устоять в день суда.

Брат Т.: Да, я скажу, это очень страшно. Раньше я никогда не видел этих слов в таком свете. Но когда я просматривал Библию, я нашёл несколько других мест, которые, как мне кажется, говорят о том, что никто не может жить безгрешно в этом мире.

Брат С.: Ну что ж, давай рассмотрим их.

Брат Т.: Вот одно из них: „Кто может сказать: я очистил моё сердце, я чист от греха моего?“ (Прит 20:9).

Брат С.: Конечно, никто не может сказать, что он сам очистил своё сердце, т.к. для того, чтобы очистить своё сердце, необходима Кровь Иисуса Христа. Только Христос может спасти от грехов.

Брат Т.: Другое место находится в 3Цар 8:46: „Ибо нет человека, который не грешил бы.“ А вот ещё одно, ещё более сильное: „Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы“ (Еккл 7:20). Что ты можешь сказать на это, хотел бы я знать?

Брат С.: Это, несомненно, широкие утверждения. Но их надо понимать, как простое учение об общем падении и греховности человечества, как факт того, что каждый человек более или менее согрешал в своей жизни. Они показывают нам только, как низко пало человечество; но не упоминают Божией благодати, возвышающей и сохраняющей смирившуюся и доверившуюся душу над всем этим. Какие-либо другие толкования игнорировали и противоречили бы остальной части Библии.

Но, чтобы дать тебе все преимущества, позволяемые этими местами, допустим, что во времена Соломона не было человека, который „не грешил бы, не было „праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.“ Мы можем всё это допустить, и, тем не менее, легко подтвердить нашу позицию свободы от всех грехов.

Брат Т.: Как ты это хочешь сделать?

Брат С.: Ты спрашиваешь, как? Нам стоит только открыть Библию и прочитать, что Бог сделал для человечества со времён Соломона. Мы живём в духовно более благословенной эпохе, чем он. После его времён ангелы сошли с неба и возвестили „великую радость, которая, будет всем людям, ибо ныне родился – Спаситель, который есть Христос Господь“ (Лк 2:10.11).

Иисус говорит: „Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме“ (Ин 12:46). „Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни“ (Ин 8:12). Он есть „Свет истинный. Который просвещает всякого человека, приходящего в мир“ (Ин 1:9). Разве не можем мы с приходом Света намного лучше изб