Вера

  Лучи надежды – книга для ободрения – глава 1

Слово «вера» в Новом Завете имеет три определённых значения. Во-первых, это акт души, посредством которого она присваивает себе обетования Божьи. О такой вере говорил Иисус, когда сказал грешнице: «Вера твоя спасла тебя» (Лк. 7:50). Указывая на высохшую смоковницу Господь повелел Своим ученикам: «Имейте веру Божию» (Мк. 11:22). И апостол Пётр говорил народу о такой вере, когда перед воротами храма совершилось чудо с хромоногим: «И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами» (Деян. 3:16). Посредством этой веры мы получаем прощение грехов (Рим. 5:1), освящение (Деян. 26:18), сохраняемся (1 Пет. 1:5) и исцеляемся (Иак. 5:14).

Во-вторых, «вера» означает учение Евангелия. Апостол Павел наставляет Филиппийцев бороться за веру евангельскую. Иуда также говорит о вере, «однажды преданной святым», и серьёзно наставляет бороться за эту веру. Новый Завет есть вероисповедание христианина и правило его веры. Новый Завет называют «верой», так как он – писаное вероисповедание того, во что верили первые христиане. Они (апостолы) верили этому не потому, что так было написано, но они верили до того, как это было написано. Это исповедание их веры было записано, потому что они в это верили: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31). Новый Завет содержит основоположения христианской веры, которым сначала учил Иисус Христос, а ученики Его уверовали. Позже Его ученики передавали это тем, которые верою приняли Иисуса Христа. Поэтому Новый Завет назван «верой, однажды преданной святым» (Иуда 3). За эту веру боролись первые христиане. За эту веру они стояли единодушно.

В-третьих, существует и историческая вера. Эту веру имеют все, кто признаёт Иисуса Христа Сыном Божьим, хотя они не приняли Его как своего личного Спасителя. Даже глубоко падшие люди часто имеют эту веру; да и сами «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19). Такая вера – мёртвая вера, так как «вера без дел мертва». Недостаточно верить, что Христос умер за всех людей. Если ты лично для себя хочешь иметь пользу от Его чудесного примирения, тогда ты должен верить, что Он умер за тебя. Мёртвые вещи неподвижны и не могут привести что-либо в движение. Точно так же и мёртвая вера не имеет силы творить дела праведности; но вера живая, напротив, оживляет и вдохновляет тех, кто её имеет, жить по всем положениям веры, изложенным в Новом Завете.

Теперь я хотел бы обратить ваше внимание на живую веру в Бога. Эту веру должен иметь каждый христианин, потому что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6).

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр, 11:1). Приведем несколько других переводов этого стиха:

«Вера же есть глубокое убеждение того, чего надеемся и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1, пер. Лютера).

«Вера же есть основание того, на что надеемся, убеждённость в невидимых вещах» (Евр. 11:1, пер. Ван Эсс).

«Вера же есть осуществление того, чего надеемся, убеждение в вещах, которые не видны. В ней свидетельствованы древние» (Евр. 11:1-2, пер. эльберф.).

«Вера же есть уверенность в том, на что мы надеемся, подтверждение вещей, которые не видны. Ибо через неё получили доброе свидетельство древние» (Евр. 11:1-2, англ. испр. пёр.).

«Вера есть упование на вещи, которые надеемся увидеть, убеждённость в фактах, которые невидимы. Так как через это древние были убеждены» (англ. пер. Ротергейма).

«Вера – это убеждённость в том, чего надеемся, как если бы оно уже было в действии, и выявление невидимых вещей. За такую веру Бог возлюбил древних» (сирийский пер.).

Из всех этих переводов мы видим, что вера есть осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом, основание вашей надежды, твёрдое глубокое убеждение, подтверждение невидимого, уверенность в ожидаемом, упование на вещи, которые мы надеемся увидеть. Вера есть демонстрация, убеждённость, доказательство невидимых вещей. Вещи, которые мы видим, не требуют веры в то, что они есть, мы знаем об их существовании. Но убеждённость в том, что невидимые вещи, в которые мы верим, принадлежат нам, делает их такими действительными, как будто они уже видимы, Вера есть отсутствие сомнения в том, чего не видно: «Вера же есть уверенность в невидимом». Без веры мы не имеем основания, не имеем фундамента для того, чего надеемся; без неё мы не имеем доказательства для невидимого.

Так как вера – фундамент нашей надежды, то давайте проверим и исследуем, что является основанием нашей веры.

Основание веры

Основание нашей веры состоит из трёх фундаментных камней, а именно: характера, способности и воли Бога, в которого мы верим.

Есть только три оправданных основания для недоверия кому-либо:

Первое: если какой-либо человек был неверен, нечестен или обманул наше доверие. Его неверность и нечестность – препятствие для нашего доверия ему, так как вера зависима от праведности другого.

Второе: если кто-либо не способен выполнить обещанное, то мы не можем полагаться на него.

Третье препятствие для веры – это сомнение в том, что этот человек вообще хочет нам помочь, хотя мы и уверены в его честности и способности помочь нам. Мы можем положиться на него только после того, как он выразит своё желание оказать нам помощь.

Прежде всего, выясним, кто же должен быть объектом нашей веры. «Иисус отвечая говорит им: Имейте веру Божию» (Мк. 11:22). Таким образом, объект нашей веры – это не кто-нибудь из простых смертных, а вечноживущий и всемогущий Бог, сотворивший небо и землю.

Теперь зададим себе три вопроса, ответы на которые дадут нам ясность.

1) Можем ли мы положиться на характер Божий?

2) Можем ли мы не сомневаться в Его способностях?

3) Хочет ли Он нам помочь?

Если на все эти три вопроса мы можем ответить утвердительно, то у нас нет никакого основания и, тем более, права не верить Богу.

Вначале исследуем Его характер. «Верен Бог, которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:9). Бог дал Иуде обетование: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель» (Быт. 49:10). Это обетование исполнилось. Примиритель – Иисус из Назарета – пришёл как раз в то время, когда скипетр был отторгнут от Иуды и над Иудеей царствовал первый инородный князь – Ирод Великий, идумеянин, потомок Исава.

Бог обещал Аврааму, что через его семя благословятся все племена земные. Когда исполнилось время. Бог послал Своего Сына, чтобы благословить каждого из нас спасением от наших грехов. Таким образом, во Христе – семени Авраамовом – благословлены все народы.

Бог обещал Ною, что земля больше не подвергнется уничтожению потопом, и в знак Своего обещания поставил на небе радугу. Прошли времена, люди, по-прежнему, забыв Божье наказание, неверны, но Бог ещё и сегодня верен Своему обещанию, хотя вопль беззакония человечества вздымается к Нему. Источники великой бездны никогда больше не разверзнутся и окна небесные не отворятся, чтобы вновь уничтожить неверных людей. Кто может усомниться в верности Того, который неизменно верен Своему слову пред лицом всех поколений, и даже по отношению к Своим врагам показал Себя верным? «Если мы неверны. Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13).

Но разве Слово Божье может силу потерять?

Всесилен Бог и неизменно Слово.

И есть ли тот, кто б мог Ему напрасно доверять? –

Пройди по свету, не найдешь такого!

Теперь рассмотрим Его возможности. Он даёт нам много обетовании, но способен ли Он их исполнить? В Ев. от Мф. 28:18 написано: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». А в 1 Петр. 3:22 сказано о Нём так: «Который, взойдя на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились ангелы и власти и силы». Отк. 1:18:

«И был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти».

Эти цитаты из Писания показывают, что Христу дана всякая власть на земле; Он имеет власть и над смертью, адом, и могилой; даже на самом небе дана Ему всякая власть, так как и ангелы, и власти, и силы покорены Ему. Он есть «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим. 6:15; Отк. 19:16). Кто ещё может сомневаться во власти Того, перед которым ангелы падают ниц? Неисчислимые миры подчинены Его повелению и находятся в Его услужении; все творение покоряется Ему; Он исчерпал воды горстью Своею и пядью измерил небеса. О сомневающийся, посмотри на Его бесконечную власть! Взгляни и живи, никогда более не сомневаясь!

Если ты поразмыслишь над всем этим, то не сможешь больше сомневаться в Его верности и способности помочь твоей душе и телу. И, чтобы возвести последний камень этого непреходящего основания нашей веры, ответим на третий вопрос: воля ли Божья спасти нас и даровать победу над всякого рода подавленностью и отчаянием, которыми осаждает нас дьявол? Воля человека выражается в его обещании. Следовательно, если Бог обещал нам победу, то мы знаем, что Он желает даровать нам победу, то есть это Его воля.

1. Его обетования спасти нас:

Ангел Господень сказал Иосифу: «[Мария] родит же сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21).

«Посему и может всегда спасать, приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).

«Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10).

2. Его обетования освятить нас:

«Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина… И за них Я посвящаю себя, чтобы и они были освящены истиною» (Ин. 17:17-19).

«Иисус, чтобы освятить людей кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр.13:12).

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1 Фее. 4:3-4).

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).

3. Его обетования сохранить нас:

«Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:11-15).

«Но верен Господь, который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Феc. 3:3).

«Силой Божьей через веру соблюдаемых ко спасению» (1 Петр. 1:5).

«И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Отк. 3:10).

«… Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости» (Иуда 24).

«По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю в Кого уверовал, и уверен, что Он силён сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12).

4. Его обетования исцелить нас:

«И молитва веры исцелит болящего, и восставит; его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:15-16).

«Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его» (Мф. 8:7).

«Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс. 102:3).

«И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой» (Исход 15:26).

5. Его обетования нашего вечного бытия с Ним:

«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и выбыли, где Я» (Ин. 14:2-3).

«Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17).

«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворённый, вечный» (2 Кор. 5:1).

«Они не будут ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной; ибо Агнец, который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрёт Бог всякую слезу с очей их» (Отк. 7:16-17).

Святые Всевышнего, стопы свои

В граните Писания крепите вы.

Тверды обещания Слова Его,

Ведь ввёл Он вас в вечное Царство Своё!

«Не бойся, – сказал мне с любовью Господь, –

Я твой Избавитель и вечный оплот.

В тяжёлой борьбе Я тебя укреплю,

Своею могучей рукой поддержу.

Пойдёт ли твой путь через пламень скорбей,

Из всякой беды Я спасу, – не робей!

Не сможет огонь тот тебе повредить,

Как золото выйдешь, лишь примесь сгорит.»

Душа, что имеет опору в Христе,

Стоит не на зыбком песке – на скале.

Пускай ополчаются все силы зла,

С Христом всех врагов одолеет она!

Дорогой читатель, если после всего этого ты всё ещё сомневаешься в Боге, то делаешь это совершенно не имея на то причины и против своего разума и всякой логики. Нет ничего неразумнее, чем сомневаться в Том, чьё имя Верный и Истинный, чья сила безгранична и чьё обетование касается лично тебя. Намного легче верить Богу, чем сомневаться в Нём, так как мы имеем все основания верить, и ни одного – чтобы сомневаться. Скажи, разве ты не хотел бы всем сердцем верить всем обетованиям Божьим? Вера – путь к победе, сомнение же, напротив, путь к отчаянию. Какой дорогой ты желаешь идти?

Препятствия для веры

Господь Иисус указал неверующим иудеям на большое препятствие для их спасения: «Ибо пришёл к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21:32). Некоторые люди пытаются верить прежде чем раскаялись. Но это невозможно. Те, кто таким образом хочет верить Богу, не могут иметь успеха.

Потом, есть и такие, которые уже много раз каялись, но всё равно не имеют веры. Я не говорю, что они не могут верить, но – не верят, ибо не согласны совершенно оставить грех. Если ты раскаялся и признался во всех своих беззакониях, прощаешь всем, кто несправедливо с тобой поступил, от всего сердца согласен по возможности возместить хозяевам неправедно приобретённое, просить прощения у тех, кого обидел; если ты сознался пред Богом, что ты грешник и попросил у Него прощения, тогда ты получишь эту веру. Самим Богом тебе дано право иметь веру; ты можешь верить, и ничто не может помешать твоей вере, если ты верить хочешь. Многократное раскаивание в одном и том же грехе скорее ослабит твою веру, чем укрепит её. Покайся от всего сердца раз и навсегда, потом верь Богу, живи для Него, и никогда больше не сомневайся.

Святое Писание указывает нам на другое препятствие для веры: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищите?» (Ин. 5:44). Люди, ищущие славы у людей, – молятся ли они, поют или проповедуют, – не могут веровать в Бога, так как только Бог является объектом нашей веры, а вера ищет славы Тому, кому она принадлежит.

Привычка сомневаться является следующим препятствием для веры. Душам, которые находились в оковах сомнений и обвинений, часто приходится вести тяжёлую борьбу, чтобы постоянно упражняться в вере и одерживать победу. Но если эти люди полагаются на Слово Божье и, согласно Слову Божьему, решительно противостают натиску сомнений и обвинений, то они выходят из этой борьбы победителями. Даже глубоко укоренённая привычка сомневаться во всём может быть полностью истреблена через веру, и душа, бывшая прежде слабой и колеблющейся, может стать сильной в Господе.

Другим, серьёзным препятствием для веры является опора на чувства. Чувства обладают опасной способностью отводить нас от обетовании Слова Божьего, тогда как Слово Божье – единственный фундамент для живой веры. Радостные чувства христианина действительно сладки, но по библейскому порядку вера предшествует радости, потому как радость в Господе есть радость в вере. Бог даёт нам мир и радость в вере, как написано: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим. 15:13).

Если человек верит, что правильно стоит перед Богом, то эта вера производит в нём хорошие чувства; но если он допускает превратные мысли и сомнения 8 своей принадлежности Богу, то приходят плохие, унылые чувства. Наши чувства зависят от нашей веры. При этом не имеет значения – истинна ли наша вера или ложна. Человек, уверенный в своём хорошем духовном состоянии, имеет хорошие чувства, даже если на самом деле его вера – обман.

Эту мысль можно проиллюстрировать следующим примером, о котором я однажды читал. Единственный сын умирающей матери заблудился в лесу. Сострадательные соседи и друзья вышли на его поиски. Ночь была морозная, что увеличивало переживания матери о своем ребёнке. Время от времени лежащей в постели больной сообщали, что поиски пока безуспешны. Между тем, биение пульса матери становилось всё слабее и слабее… Всем было ясно, что приближается её конец. Время шло… Ночь казалась бесконечной, и всё короче становилось дыхание умирающей матери, так сильно скорбевшей о своём заблудшем ребёнке. Но вот, прямо перед её смертью, мать известили о том, что её сын найден и находится в безопасности в сильных руках одного друга. «Мой любимый сын найден!» – воскликнула она, и с улыбкой на лице скончалась. Она умерла счастливой в вере, что сын её найден; но весть была ложная, так как спустя несколько дней мальчика нашли мёртвым.

Чтобы глубже осветить эту тему, я хочу обратить ваше внимание на страдания Иакова. Этот согбенный горем старик был близок к могиле, потому что,был уверен в смерти своего сына Иосифа. На самом же деле Иосиф был жив и был первым человеком в Египте после фараона. Почему же так страдал Иаков? Потому что, когда его сыновья принесли окровавленную одежду Иосифа, он поверил, что это кровь его дорогого сына. Эти примеры показывают, какими обманчивыми бывают видимые обстоятельства жизни. Поэтому очень опасно основывать спасение наших душ на чём-либо другом, кроме неизменного Слова Божьего!

Мы не должны думать, что имеем спасение только потому, что чувствуем себя счастливыми, и, с другой стороны, мы не должны сомневаться в нашем спасении из-за того, что чувствуем тяжесть испытаний. Чувство того, что у нас правильные отношения с Богом не сделает нас праведными; но если мы вступим в правильные отношения с Богом и будем оставаться в них, то есть будем оставаться верными Богу в своих делах и мыслях, и, на основании Его обетования, верить, то эта вера будет производить правильные чувства. «Вечером водворяется плач, а наутро радость» (Пс. 29:6). Без борьбы нет победы; кто хочет иметь духовные победы, должен вести битву веры. Иногда борьба может казаться долгой и жестокой, но чем сильней борьба, тем больше победа.

Многие потерпели кораблекрушение, так как доверялись своим чувствам, упуская при этом из виду Слово Божье. Свидетельство Его Слова – сильнейшее и достовернейшее доказательство для души. Было бы неразумно основывать своё спасение на чувствах и впечатлениях! Наши чувства можно сравнить со струнами арфы, из которых каждое событие нашей жизни может извлекать свой тон. Как на морском побережье чередуются отлив и прилив, так наши чувства под влиянием радости и благополучия поднимаются и опускаются при неприятностях и разочарованиях.

Сердце христианина не лишено человеческих чувств, но бальзам веры скрашивает печаль и умеряет радость. Твои чувства могут подняться очень высоко, но будь осторожен, ограничивай их разумными пределами! Но, опять же, когда придут разочарования и неприятности и чувства твои сильно понизятся, будь осторожен, чтобы не потерять веру, так как именно вера помогает нам сказать: «Да будет воля Твоя!»

Библия подобна тросу, который ниспущен от Бога к людям и одним концом прикреплён к небесному престолу. Если верою ухватиться за этот трос и держаться за него, то должно случиться одно из трёх – или престол Божий должен будет поколебаться, или трос Его Слова порвётся, или же душа получит благословение, которого ищет. Если ты ещё не научился закреплять свою душу за якорь Слова Божьего, то тебе следует сейчас же прикрепить свой духовный корабль к вечной скале истины надёжным тросом веры. Тогда, подобно кораблю, прикреплённому к непоколебимой скале, душа твоя может подняться высоко вверх на волнах чувств восхитительной радости или опуститься в глубины человеческого отчаяния, где бушующие волны грозят внезапной гибелью, – всё равно якорь твой выдержит и устоит, так как он закреплён надежным тросом веры за непоколебимую скалу истины.

Жить вйдением или искать знамений – ещё одно препятствие для веры, приводящее душу к опасности попасть под обольщение сатаны и оказаться обманутой. Иудеи искали знамений, но Иисус сказал им, что не будет им иного знамения, кроме знамения пророка Ионы. Позор и поношение падут на имя Божье, если мы будем искать знамения, когда имеем Его обетования. Допустим, ты обещал бы мне что-то, а я сказал бы тебе: «Я хочу прежде увидеть знамение, или чудо, или сон, или получить необычайное впечатление, или особенное чувство, прежде чем смогу поверить тебе». Не примешь ли ты подобное заявление за личное оскорбление, видя сомнение в твоей правдивости? Как же тогда это оскорбляет Господа, который не может обманывать, если Он видит, что ты ищешь чудес и знамений вместо того, чтобы просто поверить Его Слову!

Ты, может, не желаешь, чтобы тебя считали Фомой неверую щим…Фома хотел только увидеть раны от гвоздей на руках Христа и вложить руку в Его рёбра, прежде чем поверить, что Иисус воскрес. Если ты, прежде чем поверить, что Слово Божье истинно, хочешь получить знамение или иметь особые чувства, – разве ты тогда лучше сомневающегося Фомы? Спасение приносит нам много радости, но требуется вера, чтобы получить и сохранить его. Заметь себе – если ты желаешь иметь радость, то должен прежде поверить. Совершенное доверие Слову Божьему и полное послушание ему – единственные источники истинной и продолжительной радости. Но если ты не решился сделать первый шаг для получения христианской радости, как ты можешь надеяться достичь цели? Можно ли ожидать действия без причины, оплаты – не потрудившись? Ожидаешь ли ты от кого-либо благосклонности, не веря его слову?

Традиции и суеверия – враги веры. Многие из нас, привыкши полагаться на врачей и медицину, ощущают, что им трудно довериться Господу в исцелении нашего тела. Неправильное воспитание и поучения принесут много вреда нашей вере, если мы не будем основываться на откровении Слова Божьего. Есть только один путь, на котором можно избежать опасности традиций, а именно – твердо и решительно верить, что Новый Завет – это Слово Божье. Плутарх писал: «Религия (христианство) находится между двумя крупными скалами, которые в равной степени опасны для человека и наносят ущерб Богу. Я имею ввиду неверие и суеверие. Первое возникло под влиянием свободомыслия и ничему не верит; второе исходит из слепой слабости и верит всему».

Истинная христианская вера верит Богу и Его вечному Слову, но она не такова, как суеверие и невежество, которые верят чему угодно, только не истине. Истинная вера верит истинному и неизменному Слову Божьему; она не верит злым духам, различным басням, заговариваниям, колдовству, бабьим сплетням, так называемой «христианской науке» и другим заблуждениям человеческого ума…

Иаков писал: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Часто люди просят и ничего не получают, так как они просят в эгоистичных целях. Эгоизм и похоть находятся в противоречии с принципами христианской веры: смирением и благочестием. Только в самоотречении и чистоте можно упражняться в вере в Бога.

Условия для веры

Мы все смотрим на Даниила как на мужа веры. Так давайте исследуем, что было тайной его веры. После того, как Даниил был брошен в львиный ров и вход в него запечатали камнем с приложенным к нему перстнем царя и его вельмож, «пошёл царь в свой дворец, лёг спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него. Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошёл ко рву львиному, и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой. Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? Тогда Даниил сказал царю: Царь! вовеки живи! Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нём и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нём, потому что он веровал в Бога своего» (Дан. 6:18-23).

Даниил приводит две причины того, почему Бог послал Своего ангела, чтобы заградить пасть львам. Первая: «Потому что я оказался пред Ним [Богом] чист». Вторая: «и пред тобою, царь, я не сделал преступления».

Для того, чтобы быть невиновным перед Богом, необходимо получить прощение грехов и вести святую жизнь. Мы должны знать, что мы спасены, и это успокаивает наши сердца: «Ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то тем более Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу. И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:20-22). Это – первое.

Второе, – мы должны, насколько это возможно с нашей стороны, жить в мире со всеми людьми. Тогда, и только тогда, можем мы иметь совершенную веру в Бога. Наша вера терпит поражение, если мы просим Бога о какой-либо милости и при этом между нами и Богом, подобно облаку, закрывающему солнечный свет, стоит соделанный грех, пренебрежённая обязанность, либо упущенная возможность, скрывая свет Его присутствия. Но как раз здесь слабый и сомневающийся должен быть очень осторожным, чтобы точно различить осознание греха от обвинений сатаны, так как ложное обвинение, если принять его во внимание, будет такой же помехой для веры, как и действительное пренебрежение обязанностей или совершённый грех.

Трое иудейских мужей – Седрах, Мисах и Авденаго – тоже являются прекрасным примером веры. В разговоре юношей с царём Вавилона, имевшем место до того, как их бросили в раскалённую печь, нам представлено другое предварительное условие веры. Мы видим ужасные угрозы мрачного, разгневанного монарха и бесстрашную решимость трёх смирённых сынов Всевышнего. «Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскалённую огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: Нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:15-18).

Пожалуйста прочитай до конца эту главу, которая рассказывает нам о чудесном избавлении этих юношей. Ни страшное лицо разгневанного царя, ни раскалённая огнём печь, которую растопили в семь раз сильнее обычного, не ослабили их веры и решимости. Мы видим, что эти бесстрашные свидетели Бога имели основу веры, о которой мы уже говорили ранее.

Во-первых, они имели полное доверие к Богу, которому служили. Для них настолько было очевидным, что нет иного Бога, кроме того, которому они служили, что они посчитали излишним отвечать царю на его вопрос о причине их непоклонения поставленному перед ними идолу.

Во-вторых, они верили в Его способность избавить их от смерти в раскаленной печи: «Бог наш, которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём».

В-третьих, они верили, что Он любит их и заботится о них, а потому не оставит без Своей помощи: «И от руки твоей, царь, избавит». В-четвёртых, мы видим решительность как выдающуюся черту характера этих трёх мужей: «Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся».

Если ты хочешь, чтобы любое испытание не оставляло даже запаха огня на твоей одежде, тогда веруй непоколебимо, что Бог верен Своему слову, что Он силен спасти тебя, и что Он это сделает.

Будь твёрд в своей решимости не служить никакому другому богу, и не поклоняться золотому истукану, поставленному людьми или дьяволом, даже если по Божьему решению это будет стоить твоей жизни.

Источник веры

«Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Чтобы упражняться в вере в Бога, нам нужно Его обетование. Как нам веровать, не слыша Слова Божьего? Во времена апостолов, кроме проповедей, было мало возможностей услышать обетования Божьи. Сейчас мы имеем чудесную возможность читать и изучать написанное Слово. А так как мы имеем в нашем распоряжении чрезвычайно великие и ценные обетования, то из всех людей мы должны бы иметь наибольшую веру. Слово Божье является питанием для души. Как мы должны бы заботиться о том, чтобы ежедневно насыщаться хлебом вечной жизни! Недостаточно просто читать слова жизни, необходимо размышлять над прочитанным – до тех пор, пока сила этих слов не укрепит нашу душу и не оживотворит нашу веру.

Пища, которую мы принимаем, становится частью нас самих. Это относится и к пище духовной. Душа, которая постоянно питается шелухой, всегда будет оставаться худой и бессильной. Многие люди питают душу свою лёгкими, поверхностными мыслями и угнетают мирскими заботами, а потом ещё и удивляются своей слабой вере. Если пища, которую мы едим, так важна для получения физических сил, то и наши мысли имеют такое же влияние на состояние нашей души. Не должны ли бы мы в таком случае быть так же осторожны в выборе духовной пищи, как в выборе пищи естественной?

Если ты желаешь быть «как телец упитанный», – тучным и цветущим, показывая тем, что Господь праведен, то ты должен питаться отборным зерном, очищенным лопатою и веялом. Ты должен избегать каждого слова, каждой мысли и всякого учения, которые могут быть помехой для твоей веры в Бога. Компромиссы с заблуждениями и внимание к ложным учениям приносят вред верующим и должны отвергаться ими. Вера приходит от слышания Слова Божьего. Проповедь чистого Евангелия является сильным возбудителем веры, и потому каждое дитя Божье должно использовать все возможности для слышания проповеди Слова. «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25).

Каково действие веры

«Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Любовь приводит веру в действие. Если любовь исчезает, то и вера перестаёт действовать. Вера не может жить вместе со злобой и ненавистью – в их среде она не действует. Только тот, кто стремится удалить из своей души всякий элемент, чуждый любви, может иметь дела веры. Любовь есть движущая сила, побудительная причина, которая делает веру действующей. «Если имею… всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13:2).

Единство содействует вере; разногласие разрушает её. Нам дано следующее обетование: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19). Согласие противоположно разногласию. Живущие в распрях и разногласиях между собой не могут веровать, а значит и притязать на обетования Божьи. В день Пятидесятницы, когда победила вера учеников, послал Бог на них Духа Святого, так как «все они были единодушно вместе» (Деян. 2:1).

Признание блага, совершённого для нас Господом, также является хорошим средством для возрастания нашей веры. Старайся сознавать и помнить благость (благость – высшая степень любви и милосердия; соединение всех добродетелей) Господа, «дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе» (Фил. 6).

Вера, величиной с горчичное зерно

«Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так-что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31-32).

Горчица имеет две особенности: во-первых, маленькая величина семени в сравнении с растением; во-вторых, оно не скрещивается с другими растениями. Из всех семян зерно горчичное самое маленькое, а производит крупное растение. Говоря о его величине, мы не должны представлять себе растение, живущее в холодном климате. На плодородной почве тёплого климата оно достигает удивительной высоты. Этим сравнением Иисус очень верно иллюстрирует действие и последствия веры, которая может производить удивительные, в сравнении со своим началом, чудеса.

Тот факт, что горчица не скрещивается с другими растениями, указывает нам на то, что вера не имеет ничего общего с делами мира сего. Как горчичное растение, даже находясь среди сорняков и растений всякого рода, не принимает их свойства, так и вера, окруженная со всех сторон сорной травой греховного мира и различными сомнениями, всё равно не смешивается и не скрещивается с ними, но остаётся отделённой от небожественного окружения. Тот, кто пытается совместить веру с миром, совершает печальную ошибку: эти двое не смешиваются.

«Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Чистая и непорочная вера, величиной с горчичное зерно, способна передвигать горы. Но мёртвая вера, кажущаяся большой, как гора, не может сдвинуть с места даже горчичного зерна.

Leave a Comment